18 апреля 2016

Мохов В.П.: "Здоровое соперничество «гуманитариев» и «технарей» служит залогом взаимного развития на благо университета и улучшения качества образования"

 

Интервью с деканом гуманитарного факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета Моховым Виктором Павловичем.

Мероприятие организовано региональным партнером разработчика ИПО ГАРАНТ — компанией «Гарант-Пермь».

Уважаемый Виктор Павлович, расскажите об истории создания гуманитарного факультета в Пермском национальном исследовательском политехническом университете. Наверное, гуманитарный факультет занимает особое положение в ведущем техническом вузе Прикамья?

В. П. Мохов: Гуманитарный факультет в Пермском национальном исследовательском политехническом университете возник в 1993 году. За свою более чем двадцатилетнюю историю факультет динамично прошел путь развития от кафедр общественных наук до факультета, на котором в настоящее время существует 6 направлений подготовки с полным циклом обучения (бакалавриат – магистратура). Среди них – Экономика, Менеджмент, Реклама и связи с общественностью, Лингвистика, Социология, Государственное и муниципальное управление. Недавно было принято решение о наборе студентов на новое направление подготовки бакалавриата «Инноватика».

Министерство образования и науки РФ на вполне законных основаниях дало разрешение на ведение образовательной деятельности по этим направлениям подготовки, выдав соответствующие лицензии и проведя аккредитацию вуза.

Учебный процесс обеспечивают около 300 преподавателей, в том числе более 30 докторов наук, 140 кандидатов наук, которые организованы в 9 кафедр, в том числе 7 – выпускающих.
Одним из неоспоримых преимуществ факультета является тесное сотрудничество с «технарями» - с преподавателями, кафедрами, факультетами технического профиля. Это приводит к обогащению образовательного процесса, воспитательной работы за счет «стыковки» гуманитарных направлений подготовки с проблематикой современного производства, с конечными потребителями наших выпускников. Надо отметить, что обучение студентов ведется в тесной связи с потенциальными работодателями, в том числе с ведущими промышленными предприятиями, компаниями, органами государственной и муниципальной власти региона. Эти связи стали уже традиционными, их основы были заложены более 40 лет назад, когда впервые была создана отраслевая кафедра экономического профиля. А в целом Пермский национальный исследовательский политехнический университет выпускает специалистов финансово-экономического профиля с 1958 г.

Гуманитарный факультет в техническом вузе находится на особом положении. Гуманитариям в техническом вузе нужно соответствовать тем стандартам научной, практической деятельности, к которым привыкли «технари». Для них же ведение научно-исследовательской работы по договорам с промышленными предприятиями, подготовка статей самого высокого статуса в ведущих отечественных и зарубежных изданиях являются стандартом деятельности. Поэтому здоровое соперничество «гуманитариев» и «технарей» служит залогом взаимного развития на благо университета и улучшения качества образования.

Как давно Вы работаете с направлением ГМУ - Государственное и муниципальное управление: расскажите о достигнутых успехах, проблемах, возможностях развития.

В. П. Мохов: Среди недавно открытых направлений подготовки можно отметить «Государственное и муниципальное управление, образовательная деятельность по которому ведется на основе стандарта 3+.

Направление подготовки уже сложилось, наработан опыт работы со студентами. Одно из основных преимуществ данного направления заключается в тесной связи с органами государственной и муниципальной власти, в первую очередь, с органами местного самоуправления городского округа Пермь. Глава города Перми И.В.Сапко на протяжении нескольких лет возглавляет Государственную аттестационную комиссию, глава департамента муниципальной службы Г.С.Бритвина - член Государственной комиссии. Удалось наладить систему рецензирования ВКР студентов специалистами городской администрации и аппарата городской Думы. Совместно с органами МСУ Перми студенты и преподаватели регулярно участвуют в различного рода научных, в том числе студенческих, форумах.

На базе кафедры «Государственное управление и история» (выпускающая по направлению ГМУ) сложилась система научных форумов, в том числе ежегодная конференция «Современный город», привлекающая внимание специалистов из многих регионов страны. У студентов уже на протяжении нескольких лет существует своя студенческая научная конференция. Все это помогает выпускникам бакалавриата готовить актуальные, практикоориентированные выпускные квалификационные работы, научные статьи.

Расскажите о новых направлениях обучения, таких как инноватика.

В. П. Мохов: Особо хотелось бы рассказать о новом направлении подготовки, набор на которую открыт в этом году. Это – Инноватика, профиль «Экономика инноваций».

Сегодня Россия переходит на инновационную экономику, экономику знаний, экономику постоянного технологического развития. Поэтому предприятия заинтересованы в специалистах, которые способны оценить научную идею или изобретение, реализовать их на практике, довести до коммерческого использования. Но именно таких специалистов, которые работают на стыке двух профессий - инженера и экономиста – не хватает на рынке труда. Профиль «Экономика инноваций» позволит соединить инженерную и экономическую подготовку. Такое объединение разных начал – технического и гуманитарного, даст экономике уникальных специалистов, способных претворять в жизнь самые сложные инновационные проекты.

Умению понять инженерную суть проекта и оценить его экономическую эффективность студенты будут учиться четыре года. Для поступления на новый профиль абитуриенту необходимо сдать ЕГЭ по математике, русскому языку, а так же физике.

Как оценить экономическую эффективность проекта? Как подготовить бизнес-план? Как подготовить презентацию инновационного проекта? Как привлечь инвестора? Где арендовать помещение для бизнеса? Где найти оборудование для исследований? Как получить субсидии на развитие малого предприятия? Как вывести продукт на рынок? Всему этому и многому другому студенты научатся, обучаясь на профиле «Экономика инноваций».

Выпускники профиля «Экономика инноваций» найдут себя в разных областях, связанных с промышленным производством и инновациями, управлением проектами, финансово-экономической деятельностью. Они смогут стать инженерами-экономистами, профессиональными менеджерами по инновациям, руководителями проектов, руководителями отделов развития и инноваций, специалистами по инновациям и креативу, экономистами-аналитиками венчурных фондов, руководителями инновационных проектов, экономистами-исследователями научных центров. И это не полный перечень их персональных кадровых возможностей.

На новый профиль выделены бюджетные места!

Как развивается международное сотрудничество факультета: расскажите о ваших проектах, программах?

В. П. МоховГуманитарный факультет развивает международное сотрудничество. В настоящее время мы развиваем творческие контакты с Германией (Анхальт), Болгарией (Добрич), Великобританией (Кардифф), Болгарией (София), Китаем (Тайюань, Циндао, Наньчан), Сербией (Белград), США (Линкольн, Омаха), Чехией (Прага), Францией (Париж) и др.

С некоторыми из зарубежных коллег мы развиваем научные и образовательные контакты на протяжении многих лет.

С недавнего времени интенсифицировались контакты с Китаем. В этом учебном году у нас в течение семестра обучалась группа китайских студентов по направлению «Экономика», обучение китайских студентов велось на английском языке. Наши студенты, в свою очередь, обучались в Китае, и также на английском языке. Взаимный обмен студентами оказался очень полезным.

Традиционные связи сложились с Германией (Анхальт), с рядом Пражских университетов.

Если бы Вам предстояло нарисовать портрет современного студента, какие положительные и отрицательные черты в нём присутствовали бы?

В. П. Мохов: Современный студент в основе своей не растерял своих традиционных качеств, которые были ему свойственны на протяжении не то что десятилетий, а и столетий. Он жизнерадостен, не смотря на все трудности жизни, способен в критических ситуациях мобилизоваться и решить проблему, которую не мог решить в течении семестра; он разносторонен: участие в самодеятельности, в спорте, науке для многих стало потребностью и т.д.

Вместе с тем, последствия реформы школьного образования (особенно – введение ЕГЭ) мы стали ощущать в полной мере. Остро не хватает в абитуриентах тех базовых умений и навыков, которые раньше в школе формировали чуть не с первых лет обучения: это - умение выделить главную мысль, пересказывать материал, обобщать; слабы навыки конспектирования, не хватает твердых базовых знаний по основам гуманитарных наук, умения рассуждать и самостоятельно формулировать мысли.

Но нужно отметить, что современные студенты динамичны, умеют использовать современные медиа-технологии для изучения дисциплин, легко находят информацию по сложным вопросам и др.

Время покажет, что для данного поколения студентов будет преимуществом в освоении профессии, что оценят работодатели, что будет востребовано на рынке.

Еще интервью:
Нет пределов совершенству или возможности дополнительного образования


Интервью c директором Института непрерывного образования Псковского государственного университета Инной Валерьевной Андреяновой. Ждем ваших вопросов!


Длиною в 50 лет: путь от становления до успеха

Интернет-интервью с ректором Тамбовского государственного технического университета Михаилом Николаевичем Краснянским.


Солоненко А.А.: «Работодатели отмечают высокий уровень наших выпускников и с удовольствием берут их на работу»

Интервью с директором Института экономики Астраханского государственного технического университета Анной Александровной Солоненко