ГАРАНТ education ГАРАНТ
Новости Новые документы из области образования Аналитическая новостная лента "Образование" за период с 18.04.2016 по 24.04.2016

Аналитическая новостная лента "Образование" за период с 18.04.2016 по 24.04.2016

25 апреля 2016

Мониторинг по основным направлениям деятельности вуза за 2015 г.: формируем сведения


Методические указания по заполнению формы «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования за 2015 г. (форма № 1-Мониторинг)» (утв. Министерством образования и науки РФ от 21 марта 2016 г. № АК-7/05вн)

Представлены Методические указания по заполнению формы "Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования за 2015 г. (форма N 1-Мониторинг)". Респондентами являются российские юрлица, занимающиеся подготовкой кадров по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры. При наличии у юрлица обособленных подразделений (филиалов) форма заполняется как по каждому отдельно, так и по организации без них. Отчет передается в уполномоченную Минобрнауки России организацию. Все показатели следует отражать на основании данных первичной учетной документации. Данные должны быть полными и достоверными. Сведения предоставляются в сроки и адреса, указанные на бланке формы.

Кому и как будут назначать стипендии им. Е.М. Примакова?


Постановление Правительства РФ от 13 апреля 2016 г. № 297 "Об учреждении стипендий имени Е.М. Примакова”

С 1 сентября 2016 г. для студентов МГИМО и экономического факультета МГУ учреждаются по 10 стипендий им. Е.М. Примакова в размере 5 000 руб. в месяц каждая. Утверждены правила их назначения. Стипендии выплачиваются очникам, обучающимся на бюджетной основе, прошедшим конкурсный отбор. Информация о его проведении размещается на официальном сайте учебного заведения. Приведены критерии, которым нужно соответствовать для допуска к участию в конкурсе. Так, кандидаты, обучающиеся по программам бакалавриата или специалитета, должны иметь не менее 75% оценок "отлично" от общего количества полученных за всю учебу оценок. При этом не должно быть "троек" и академической задолженности. Учитывается активное участие в научно-исследовательской деятельности, наличие публикаций и пр. Получатели стипендий определяются конкурсной комиссией простым большинством голосов на основе оценки и сопоставления сведений о кандидатах.

Уточнен порядок проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями


Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2016 г. № 213 "О внесении изменений в Правила проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 апреля 2015 г. № 362"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 Апреля 2016 г. Регистрационный N 41730.
Скорректированы правила проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями. Выдвижение учителей на получение поощрения производится с их согласия коллегиальным органом управления образовательной организацией. Уточнено, что такое согласие должно быть письменным. Теперь список победителей конкурса утверждает региональный орган в сфере образования. Ранее - Минобрнауки России.

Кого будут награждать медалью Примакова?


Приказ МИД России от 16 марта 2016 г. № 3541 "Об учреждении медали Примакова"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 Апреля 2016 г. Регистрационный N 41758.
Решено учредить медаль Примакова. Ею награждаются лица, замещающие государственные должности России и государственные должности субъектов Федерации, должности федеральной госслужбы категории "руководители" высшей группы должностей, видные деятели в области науки, образования, культуры, авторитетные представители общественности и деловых кругов, внесшие вклад в реализацию государственной политики России. Медаль также могут получить высокопрофессиональные работники дипломатической службы - чрезвычайные и полномочные послы за личные заслуги в разработке и успешной реализации внешнеполитического курса страны, позволяющего отстаивать и продвигать интересы России в мире, а также обеспечивать ей лидирующие позиции в ведущих международных организациях. Решение о награждении медалью принимает Министр иностранных дел России. Закреплен порядок представления к награждению. Медаль не является ведомственным знаком отличия в труде. Приводятся ее описание и эскиз. Дубликат медали взамен утерянной не выдается. В случае утраты удостоверения к медали по письменному ходатайству награжденного ему вручается дубликат документа.

Актуализирована нормативная правовая база Минобрнауки России


Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2016 г. № 215 “О признании утратившим силу приказа Министерства образования Российской Федерации от 21 июля 1999 г. № 1991 «Об утверждении Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 Апреля 2016 г. Регистрационный N 41733.
Утратило силу Положение Минобразования о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профобразования от 1999 г. Это обусловлено тем, что порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов, курсантов), осваивающих основные программы среднего профобразования, регламентируется приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 291.

Что необходимо для организации обучения и воспитания в школах?


Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. № 336 “Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 Апреля 2016 г. Регистрационный N 41705.
Сформирован перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации программ начального, основного и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в регионах новых мест. Так, указаны предметы для оборудования спортзалов, кабинетов специальных дисциплин (в т. ч. русского языка и литературы, иностранного языка, истории и обществознания, географии, музыки), для учительской, кабинета директора школы и т. д. Определены критерии формирования перечня. Утвержден норматив стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания. Он составляет 178 тыс. руб.

Новое в системе школьного образования


Письмо Министерства образования и науки РФ от 3 марта 2016 г. N 08-334 О самостоятельной предметной области и детализации требований к предметным результатам освоения программы учебных предметов "Математика" и "Русский язык" на уровне основного общего образования

Сообщается, что в федеральных государственных стандартах начального, основного и среднего общего образования предметы "Русский язык" и "Литература" выделены в качестве самостоятельной предметной области. Речь идет и о таких предметах, как "Родной язык и литературное чтение на родном языке" (учебные предметы "Родной язык" и "Литературное чтение на родном языке") и "Иностранный язык" (учебные предметы "Иностранный язык" и "Второй иностранный язык"). Детализированы требования к предметным результатам освоения программы по математике и русскому языку на уровне основного общего образования. Оптимизированы требования к структуре рабочей программы учебных предметов. Стандарты дополнены специальными требованиями к реализации адаптированных программ для глухих, слабослышащих, поздиооглохших обучающихся; для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с расстройствами аутистического спектра. Изложенные мероприятия рекомендуется реализовать в новом 2016/17 учебном году.

На знаменах и геральдических знаках президентских кадетских училищ разрешат изображать герб России?


Проект Указа Президента Российской Федерации "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на знаменах и геральдических знаках президентских кадетских училищ" (подготовлен Минобороны России 07.04.2016)

Планируется установить, что Государственный герб Российской Федерации может помещаться на знаменах и геральдических знаках президентских кадетских училищ по согласованию с Геральдическим советом при Президенте РФ.

Возможно, с 1 сентября 2016 г. студенты Московского политехнического университета будут получать стипендии имени В.С. Черномырдина


Проект Указа Президента Российской Федерации "О стипендиях имени В.С. Черномырдина" (подготовлен Минобрнауки России 08.04.2016)

Планируется с 1 сентября 2016 г. выплачивать стипендии им. В.С. Черномырдина студентам Московского политехнического университета.

Порядок лицензирования образовательной деятельности предложено уточнить


Проект Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки "О внесении изменений в Административный регламент предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. № 244" (подготовлен Рособрнадзором 07.04.2016)

Планируется скорректировать порядок лицензирования образовательной деятельности. Из перечня предоставляемых для оказания госуслуги материалов исключаются копии учредительных документов. Вместо копий разработанных и утвержденных образовательных программ необходимо будет предоставлять справку о наличии последних. Уточняются основания принятия решения о возврате заявления о переоформлении лицензии и (или) приложения (приложений) к ней. Пересматривается содержание ряда иных административных процедур.

Уточнен порядок проведения ГИА для 9-классников


Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2016 г. № 305 “О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 Апреля 2016 г. Регистрационный N 41778.
Скорректирован порядок проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) по программам основного общего образования. Так, в частности, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования, количество сдаваемых экзаменов по их желанию сокращается до 2 обязательных экзаменов по русскому языку и математике. Сокращен перечень полномочий органов исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, учредителей и загранучреждений, обеспечивающих проведение ГИА за пределами России, ГЭК, организаций и органов местного самоуправления, осуществляющих управлений в сфере образования. Они больше не будут определять составов экзаменаторов-собеседников, ведущих собеседование при проведении устной части экзамена по иностранному языку. Также установлено, что в продолжительность экзаменов по иностранным языкам (раздел "Говорение") теперь будет включаться время, выделенное на подготовительные мероприятия. Продолжительность ОГЭ по иностранным языкам (раздел "Говорение") для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался на дому, в образовательных организациях, в которых проводятся оздоровительные мероприятия, увеличивается на 30 минут. Помещения, не использующиеся для проведения экзамена, в день проведения экзамена должны быть заперты и опечатаны. Также в день проведения экзаменов в аудиториях должны быть закрыты стенды, плакаты и иные материалы со справочно-познавательной информацией по соответствующим учебным предметам. Теперь представители средств массовой информации смогут присутствовать в аудиториях для проведения экзамена только до момента вскрытия обучающимися индивидуальных комплектов с экзаменационными материалами. На рабочем столе обучающегося во время экзамена также теперь могут находится черновики (за исключением ОГЭ по иностранным языкам (раздел "Говорение") и гелевая, капиллярная ручка с чернилами черного цвета.

Сроки проведения заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2015/16 учебном году


Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 февраля 2016 г. N 76 "О проведении заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2015/16 учебном году"

Установлены сроки проведения заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2015/16 учебном году. Так, 20-26 апреля пройдет олимпиада по биологии (г. Ульяновск), 21-29 апреля - по математике (г. Санкт-Петербург), 23-29 апреля - по обществознанию (г. Смоленск). Приказы Минобрнауки России о проведении заключительных этапов олимпиад в 2013/14 и 2014/15 учебных годах признаны утратившими силу.

Учреждена золотая медаль им. А.А. Полякова


Постановление Президиума Российской академии наук от 29 марта 2016 г. N 73 "Об учреждении золотой медали имени А.А. Полякова, присуждаемой РАН (представление Отделения сельскохозяйственных наук и Комиссии по золотым медалям и премиям имени выдающихся ученых, присуждаемым РАН)"

С целью увековечения памяти выдающегося ученого и организатора отечественной науки А.А. Полякова учреждена золотая медаль его имени. Она будет присуждаться РАН за выдающиеся работы в области ветеринарной медицины, санитарии, гигиены и экологии. Указанная медаль будет впервые присуждена в 2019 г.

За выдающиеся работы в области почвозащитного земледелия будут награждать золотой медалью им. Т.С. Мальцева


Постановление Президиума Российской академии наук от 29 марта 2016 г. N 72 "Об учреждении золотой медали имени Т.С. Мальцева, присуждаемой РАН (представление Отделения сельскохозяйственных наук и Комиссии по золотым медалям и премиям имени выдающихся ученых, присуждаемым РАН)"

С целью увековечения памяти выдающегося ученого и организатора отечественной науки Т.С. Мальцева учреждена золотая медаль его имени. Она будет присуждаться РАН за выдающиеся работы в области почвозащитного земледелия. Указанная медаль будет впервые присуждена в 2020 г.

Обучение в образовательных организациях ФСИН России: правила отчисления, восстановления, перевода


Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 24 марта 2016 г. № 194 “О порядке отчисления из федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении ФСИН России, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам, порядке восстановления в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении ФСИН России, на обучение по основным профессиональным образовательным программам и порядке перевода обучающихся по основным профессиональным образовательным программам из одной федеральной государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся ...”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 Апреля 2016 г. Регистрационный N 41780.
Урегулированы вопросы отчисления из образовательных организаций ФСИН России. Это возможно в связи с получением образования или досрочно (по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей), при ликвидации организации; по инициативе организации в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания). Отчисление производится на основании рапорта на имя начальника организации. Личные дела курсантов, слушателей, адъюнктов, обучавшихся по очной форме, отчисленных из организаций, направляются в учреждения или органы УИС, направившие их на обучение. Определен порядок восстановления на обучение по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета по очной, очно-заочной и заочной формам. Регламентирован процесс перевода из одной подведомственной образовательной организации в другую.

Уточнена "дорожная карта" по изменениям в отраслях соцсферы, направленным на повышение эффективности образования и науки, в Минздраве России


Приказ Министерства здравоохранения РФ от 18 февраля 2016 г. N 118 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 августа 2014 г. N 446 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки" в Министерстве здравоохранения Российской Федерации"

Скорректирована "дорожная карта" по изменениям в отраслях соцсферы, направленным на повышение эффективности образования и науки, в Минздраве России. Дополнен перечень показателей повышения эффективности и качества услуг, оказываемых подведомственными Минздраву России организациями среднего профессионального и высшего образования, соотнесенных с этапами перехода к эффективному контракту. В него включен показатель численности граждан - участников Программы соцподдержки россиян, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные вузы. В 2016 г. это 5 человек. Результат - повышение качества образования.

Объявлен конкурс на соискание медалей РАН с премиями для молодых ученых России и студентов российских вузов в 2016 г.


Распоряжение Президиума Российской академии наук от 16 февраля 2016 г. N 10324-83 "О проведении конкурса на соискание медалей Российской академии наук с премиями для молодых ученых России и для студентов высших учебных заведений России в 2016 году"

Объявлен конкурс на соискание медалей РАН с премиями для молодых ученых России и студентов российских вузов в 2016 г. В целях выявления и поддержки талантливых молодых исследователей, содействия профессиональному росту научной молодежи, поощрения творческой активности молодых ученых РАН, других учреждений, организаций России и студентов российских вузов в проведении научных исследований Академия ежегодно присуждает за лучшие научные работы 19 медалей с премиями молодым ученым РАН, других учреждений, отечественных организаций и столько же медалей с премиями студентам российских вузов. Конкурсы на соискание медалей с премиями проводятся ежегодно по ряду направлений исследований в области естественных, технических и гуманитарных наук.

Предложено изменить правила освоения некоторых направлений подготовки в вузах


Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования" (подготовлен Минобрнауки России 04.04.2016)

Предложено скорректировать федеральные государственные стандарты высшего образования по некоторым направлениям подготовки на уровне бакалавриата, специалитета и магистратуры. Так, уточняются правила подготовки по направлению 38.03.07 Товароведение (уровень бакалавриата). К объектам профессиональной деятельности лиц, освоивших программу, предложено отнести научные исследования в области совершенствования потребительских свойств товаров, повышения их конкурентоспособности и качества, увеличения сроков годности и хранения. Пересматривается перечень видов деятельности, к которым готовятся выпускники. Обновляется структура программы. Обновляется перечень видов деятельности, к которым готовят по направлению 38.03.03 Управление персоналом (уровень бакалавриата). Это организационно-управленческая и экономическая; информационно-аналитическая; социально-психологическая; проектная. Возможно, направление 49.04.03 Спорт (уровень магистратуры) можно будет осваивать не только в очной или заочной форме, но и в очно-заочной. Предоставляется возможность заочно обучаться по направлениям 18.04.02 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии (уровень магистратуры), 4.05.02 Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг (уровень специалитета).

Планируется уточнить федеральные образовательные стандарты среднего профобразования по некоторым профессиям и специальностям подготовки


Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования" (подготовлен Минобрнауки России 04.04.2016)

Планируется скорректировать федеральные государственные образовательные стандарты среднего профобразования по некоторым профессиям и специальностям подготовки. Возможно, образовательной организации придется учитывать состояние здоровья обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Речь идет об установлении для указанных лиц особого порядка освоения дисциплины "Физическая культура", выборе мест прохождения ими практик, обеспечении адаптированными к их возможностям образовательными ресурсами. Кроме того, организация должна будет предусматривать включение в программу подготовки адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и соцадаптацию данной категории обучающихся.

Расширены направления расходования федеральных субсидий на создание новых мест в школах


Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2016 г. № 308 “О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы”

Уточнены условия выделения регионам субсидий на создание новых мест в общеобразовательных организациях. Напомним, что средства предоставляются в рамках федеральной госпрограммы "Развитие образования" на 2013-2020 гг. по итогам отбора. Изменения касаются направлений расходования субсидии. Предусмотрена возможность направлять субсидию на частичное возмещение затрат регионального бюджета не только по строительству или приобретению одного здания школы, но и по проведению капремонта школьных зданий.

Рассчитываем показатели деятельности вуза, подлежащего самообследованию


Методика расчета показателей деятельности образовательной организации высшего образования, подлежащей самообследованию (утв. Министерством образования и науки РФ 21 марта 2016 г. № АК-8/05вн)

Разработана методика расчета показателей деятельности организации высшего образования, подлежащей самообследованию. Учитываются такие показатели, как общая численность студентов (курсантов), обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры; объем НИОКР; удельный вес средств, полученных организацией от управления объектами интеллектуальной собственности, в общих доходах; численность/удельный вес численности иностранных граждан из числа научно-педагогических работников в общей численности сотрудников; имеющаяся инфраструктура и др. За основу расчета взяты данные по форме N 1-Мониторинг (за 2015 г.).

Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России: уточняются объемы финансирования


Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы" (подготовлен Минобрнауки России 04.04.2016)

Разработан проект изменений в ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг.". Планируется уточнить объемы средств на конкретные мероприятия. В их числе развитие материально-технической базы научно-технической сферы; реконструкция учебно-экспериментальной электростанции; создание опытно-технологических установок "Теплоцентраль"МЭИ (г. Москва). Устанавливается, что объемы средств указаны без учета восстановленных в 2016 г. средств федерального бюджета, предусмотренных в предыдущем году, но неиспользованных по состоянию на 1 января 2016 г. Суммы указаны.

Что делать с наградой иностранного государства служащему ФАНО России?


Приказ Федерального агентства научных организаций от 29 декабря 2015 г. № 53-н “Об утверждении Порядка принятия почетных и специальных званий (кроме научных), наград иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений, в том числе религиозных, и других организаций федеральными государственными гражданскими служащими Федерального агентства научных организаций, если в их должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 Апреля 2016 г. Регистрационный N 41801.
Определен порядок принятия госслужащими ФАНО России почетных и специальных званий (кроме научных), наград иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений, в том числе религиозных, и других организаций. Госслужащий, получивший звание, награду (уведомление о предстоящем их получении), в течение 3 рабочих дней направляет представителю нанимателя ходатайство (прилагается образец) о разрешении принять звание, награду либо уведомление об отказе в их в получении. В этот же срок оригиналы документов передаются на ответственное хранение в отдел по вопросам государственной службы и кадров Административного управления Агентства. Закреплен порядок получения разрешения. При удовлетворении ходатайства госслужащему в течение 10 рабочих дней возвращаются оригиналы документов. В противном случае они направляются в соответствующий орган иностранного государства (другие организации).

Уточнено название комиссии по аттестации педагогических работников образовательных организаций Минздрава России


Приказ Министерства здравоохранения РФ от 25 февраля 2016 г. N 128 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 июня 2014 г. N 312 "Об Аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников образовательных организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации"

Скорректированы некоторые положения приказа Минздрава России, которым урегулированы вопросы деятельности комиссии по аттестации педагогических работников образовательных организаций, подведомственных Министерству. Уточнен понятийный аппарат. Понятие "образовательные организации" заменено сочетанием "организации, осуществляющие образовательную деятельность".

МГУ, СПбГУ, другие ведущие вузы и научные организации страны смогут создать свою систему научной аттестации?


Досье на проект федерального закона № 887893-6 “О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" (в части регулирования отношений, связанных с полномочиями по присуждению, лишению и восстановлению ученых степеней в рамках государственной системы научной аттестации) (внесен 25.09.2015 Правительством РФ)

20.04.2016 Госдума рассмотрела во втором чтении законопроект, касающийся системы научной аттестации. Особыми правами планируется наделить Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты, а также научные организации и вузы, которые достигли высоких результатов в научной и (или) научно-технической деятельности, обладают авторитетом в вопросах подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, в том числе которые реализуют разработанные и утвержденные самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, либо являются национальными исследовательскими центрами, либо имеют статус государственного научного центра, либо в отношении которых установлена категория "федеральный университет, национальный исследовательский университет". Предполагается, что они смогут самостоятельно создавать на своей базе диссертационные советы, устанавливать их полномочия, определять перечни научных специальностей, по которым защищаются диссертации, а также контролировать, приостанавливать, возобновлять и прекращать деятельность этих советов. Также им хотят предоставить право устанавливать порядок присуждения ученых степеней, включая критерии, которым должны отвечать диссертации, правила их защиты, порядок лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций. Рассматриваемым организациям, вероятно, разрешат утверждать положение о диссертационном совете, формы дипломов об ученых степенях, технические требования к таким документам, порядок их оформления и выдачи. При этом самостоятельно установленные критерии, которым должны отвечать диссертации, и требования к научной квалификации членов советов не должны быть ниже тех, что утверждены Правительством РФ в рамках действующей государственной системы научной аттестации. Согласно законопроекту МГУ и СПбГУ смогут воспользоваться новыми правами с 1 сентября 2016 г., остальные организации - со дня включения в соответствующий перечень, но не ранее 1 сентября 2017 г.

Преподавание русского языка и литературы должно выйти на новый уровень


Распоряжение Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 637-р О Концепции преподавания русского языка и литературы в РФ

Утверждена Концепция преподавания русского языка и литературы в России. В ней изложены основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития системы преподавания русского языка и литературы в российских школах. Особое внимание уделено значению названных учебных предметов в современной системе образования. В настоящее время заметно снижение мотивации обучающихся к чтению. Содержание учебного предмета "Русский язык" не в полной мере обеспечивает формирование коммуникативных компетенций обучающихся. Имеются также методические и кадровые проблемы. Поставлена задача модернизировать содержание образовательных программ русского языка и литературы, соответствующих учебных изданий, а также технологий и методик преподавания. Необходимо создание учебников русского языка и литературы нового поколения, сочетающих обязательный и вариативный компоненты образовательных программ и предполагающих приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся. Следует обеспечить оптимальное соотношение между теоретическим изучением языка и формированием практических речевых навыков. Государственная итоговая аттестация по русскому языку должна включать оценку уровня владения не только письменной, но и устной речью. Что касается преподавания литературы, то здесь необходимо усилить компонент, направленный на формирование читательских компетенций, а также способности осмысленно воспринимать художественный текст. Не менее важным является повышение качества работы учителей русского языка и литературы.

Среди отечественных вузов проводится Всероссийский смотр-конкурс на лучшее студенческое общежитие


Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 марта 2016 г. N 175 "О проведении в 2016 году Всероссийского смотра-конкурса на лучшее студенческое общежитие"

Решено провести в 2016 г. Всероссийский смотр-конкурс на лучшее студенческое общежитие. Конкурс проводится среди вузов. Организаторы - Минобрнауки России и Профсоюз работников народного образования и науки.

Какие показатели используются для проведения мониторинга эффективности вузов?


Методика расчета показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования 2016 года (на основе данных формы № 1-Мониторинг за 2015 год) (утв. Министерством образования и науки РФ 21 марта 2016 г. № АК-6/05вн)

Разработана методика расчета показателей мониторинга эффективности организаций высшего образования 2016 г. Использованы сведения по форме N 1-Мониторинг за 2015 г. Отражены такие показатели деятельности, как образовательная, научно-исследовательская, международная, финансово-экономическая. Также учитываются уровень трудоустройства выпускников, зарплата профессорско-преподавательского состава и др. Приведены формулы расчета показателей.

О Научном совете РАН по материалам и наноматериалам


Постановление Президиума Российской академии наук от 29 марта 2016 г. N 74 "Об утверждении Положения о Научном совете РАН по материалам и наноматериалам"

Определены задачи и функции, состав и структура, а также порядок работы Научного совета РАН по материалам и наноматериалам. Он является совещательным и научно-консультативным, координационным органом Академии. Совет, в частности, проводит анализ состояния и тенденций развития отечественной и мировой науки в области материалов и наноматериалов, представляет предложения по развитию материальной и социальной базы науки, повышению степени интеграции науки и образования, социальной защищенности научных работников, участвует в пропаганде и популяризации науки, научных знаний и достижений, рассматривает другие вопросы по поручению президиума РАН и отделений. В совет могут входить члены РАН, сотрудники аппарата президиума РАН, а также по согласованию ведущие ученые и представители научных организаций и вузов, научных центров, научных и научно-технических обществ, институтов развития, органов госвласти и других организаций, участвующих в научных исследованиях по направлениям деятельности совета. По согласованию могут привлекаться зарубежные ученые. Решения совета носят рекомендательный характер.

Предлагается скорректировать отдельные законодательные акты в связи с реформой РАН


Досье на проект федерального закона № 713531-6 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в связи с принятием Федерального закона "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации) (внесен 02.02.2015 Правительством РФ)

20.04.2016 Госдума приняла во втором чтении проект поправок, обусловленный реформой госакадемий наук. Напомним ее суть. За РАН и ее региональными отделениями был закреплен статус ФГБУ. При этом к РАН присоединены РАМН и РАСХН. В структуре РАН сохранены региональные научные центры. Организации, подведомственные РАН, РАМН и РАСХН, перешли в ведение ФАНО России. В связи с этим предлагается внести соответствующие изменения в отдельные законодательные акты. Кроме того, законопроектом предусмотрено, что решение о включении в состав Архивного фонда России архивных документов принимается также экспертными фондово-закупочными комиссиями государственных (муниципальных) музеев, экспертными комиссиями государственных (муниципальных) библиотек, экспертно-проверочными комиссиями научных организаций (в т. ч. госакадемий наук), включенных в правительственный перечень научных организаций, осуществляющих постоянное хранение документов Архивного фонда России. Также проектом устанавливается ежемесячная денежная выплата гражданам России, постоянно проживавшим по состоянию на 18.03.2014 на территории Крыма или Севастополя и являвшимся на эту дату членами нацакадемий наук Украины. Размер и порядок выплаты определит Правительство РФ. Данная выплата прекращается, если указанным лицам будет установлена ежемесячная денежная выплата в качестве членов госакадемий наук.

Об обеспечении высококвалифицированными кадрами организаций ОПК в 2016-2020 гг.


Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 февраля 2016 г. N 170 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в 2016-2020 годах"

Составлена ведомственная целевая программа "Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в 2016-2020 годах". Цель - углубленная подготовка 9 000 студентов вузов Минобрнауки России по программам среднего и высшего образования на основе внедрения адаптивной системы целевого практико-ориентированного развития компетенций студентов в рамках сетевого и кластерного взаимодействия этих организаций с организациями ОПК. Определены задачи программы. На реализацию мероприятий планируется выделить 1 016,4 млн руб. Перечислены конкретные мероприятия. Определены показатели, ожидаемые результаты.

Уточнен план мероприятий по развитию ведущих вузов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди мировых научных центров


Распоряжение Правительства РФ от 12 марта 2016 г. N 422-р О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2012 г. N 2006-р

Скорректирован план мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Теперь речь идет об утверждении распределения субсидий вузам (при наличии бюджетных ассигнований). Срок исполнения - май, ежегодно. Ранее план предусматривал утверждение перечня таких университетов. Разработка порядков осуществления организационно-технического и информационного обеспечения проведения конкурсов на предоставление господдержки, а также ее методического и аналитического сопровождения более не запланирована.

Как в Рособрнадзоре планируют бороться с коррупцией?


Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24 февраля 2016 г. N 244 "Об утверждении Плана противодействия коррупции в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки на 2016-2017 годы"

Утвержден новый план противодействия коррупции в Рособрнадзоре на 2016-2017 гг. Изменены сроки направления ежегодной информации о ходе и результатах работы по выполнению мероприятий плана в Административное управление Службы. Информация направляется до 20 июня и 20 декабря (ранее - до 25 июня и 25 декабря). Деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих теперь также будет распространяться на работников подведомственных организаций. Среди новых мероприятий организация приема сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых госслужащими и работниками. Обеспечение контроля за своевременностью представления указанных сведений, их опубликование, анализ. Прежний план утратил силу.