ГАРАНТ education ГАРАНТ
Новости Новые документы из области образования Аналитическая новостная лента "Образование" за период с 23.05.2016 по 29.05.2016

Аналитическая новостная лента "Образование" за период с 23.05.2016 по 29.05.2016

31 мая 2016

Федеральные законы

МГУ, СПбГУ, другие ведущие вузы и научные организации страны смогут создать свою систему научной аттестации


Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 148-ФЗ “О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» (не вступил в силу)

Внесены изменения в Закон о науке и государственной научно-технической политике. Особыми правами наделены Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты, а также научные организации и вузы, которые достигли высоких результатов в научной и (или) научно-технической деятельности, обладают авторитетом в вопросах подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, в т. ч. те, которые реализуют разработанные и утвержденные самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, либо являются национальными исследовательскими центрами, либо имеют статус государственного научного центра, либо в отношении которых установлена категория "федеральный университет", "национальный исследовательский университет". Они могут самостоятельно создавать на своей базе диссертационные советы, устанавливать их полномочия, определять перечни научных специальностей, по которым защищаются диссертации, а также контролировать, приостанавливать, возобновлять и прекращать деятельность этих советов. Также им предоставлено право устанавливать порядок присуждения ученых степеней, включая критерии, которым должны отвечать диссертации, правила их защиты, порядок лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций. Указанным организациям разрешено утверждать положение о диссертационном совете, формы дипломов об ученых степенях, технические требования к таким документам, порядок их оформления и выдачи. При этом самостоятельно установленные критерии, которым должны отвечать диссертации, и требования к научной квалификации членов советов не должны быть ниже тех, что утверждены Правительством РФ в рамках действующей государственной системы научной аттестации. МГУ и СПбГУ смогут воспользоваться новыми правами с 1 сентября 2016 г., остальные организации - со дня включения в соответствующий перечень, но не ранее 1 сентября 2017 г.

Решено поправить законодательство в связи с реформой РАН


Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 149-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”

В рамках реформы госакадемий наук за РАН и ее региональными отделениями был закреплен статус ФГБУ. При этом к РАН присоединены РАМН и РАСХН. В структуре РАН сохранены региональные научные центры. Организации, подведомственные РАН, РАМН и РАСХН, перешли в ведение ФАНО России. В связи с этим в отдельные законодательные акты внесены поправки, отражающие вышеуказанные изменения. Кроме того, предусмотрено, что решение о включении в состав Архивного фонда России архивных документов принимается также экспертными фондово-закупочными комиссиями государственных (муниципальных) музеев, экспертными комиссиями государственных (муниципальных) библиотек, экспертно-проверочными комиссиями научных организаций (в т. ч. госакадемий наук), включенных в правительственный перечень научных организаций, осуществляющих постоянное хранение документов Архивного фонда России. Установлена ежемесячная денежная выплата гражданам России, постоянно проживавшим по состоянию на 18.03.2014 на территории Крыма или Севастополя и являвшимся на эту дату членами нацакадемий наук Украины. Размер и порядок выплаты определит Правительство РФ. Данная выплата прекращается, если указанным лицам будет установлена ежемесячная денежная выплата в качестве членов госакадемий наук. Поправки вступают в силу со дня официального опубликования.

Документы Правительства РФ

Какие требования предъявляются к центрам научного оборудования и уникальным установкам для коллективного пользования ими?


Постановление Правительства РФ от 17 мая 2016 г. № 429 “О требованиях к центрам коллективного пользования научным оборудованием и уникальным научным установкам, которые созданы и (или) функционирование которых обеспечивается с привлечением бюджетных средств, и правилах их функционирования” (не вступило в силу)

Определены требования к центрам коллективного пользования научным оборудованием и уникальным научным установкам. Речь идет о тех, которые созданы или работа которых обеспечивается с привлечением бюджетных средств. Установлено, что центры и уникальные установки должны по итогам года обеспечивать достижение ряда показателей, характеризующих степень загрузки оборудования, его использование как в интересах научной или образовательной организации (базовые организации), создавшей центр или уникальную установку, так и сторонних пользователей. Значения параметров определяются госорганами и организациями, которые перечисляют базовым организациям бюджетные средства. Для установок дополнительно задаются показатели, характеризующие их востребованность научным сообществом и результативность их эксплуатации. Закреплен также порядок функционирования таких центров и установок в целях обеспечения доступа к ним внешних пользователей. Для этого определён регламент доступа к оборудованию центров и уникальным установкам, форма заявки, перечень выполняемых работ и перечень оборудования (включая его характеристики), проект договора и другие документы. Для уникальных установок дополнительно предусмотрена разработка правил конкурсного отбора заявок.

Правила подтверждения документов об образовании: внесены поправки


Постановление Правительства РФ от 17 мая 2016 г. № 434 “О внесении изменений в Правила подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации” (не вступило в силу)

Скорректированы правила подтверждения документов об образовании и (или) квалификации. Согласно поправкам подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации осуществляется в т. ч. в соответствии с Законом о проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы России. Закреплено, что запрос о предоставлении информации в адрес лица, выдавшего российский официальный документ, будет направляться в течение рабочего дня со дня установления компетентным органом факта отсутствия информации. Организации, в которые был направлен запрос, обязаны в течение 5 рабочих дней (ранее - 10 дней) со дня его получения направить ответ в региональный орган исполнительной власти.

Документы Минобрнауки РФ

Внесены изменения в стандарты высшего образования по некоторым направлениям подготовки


Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 апреля 2016 г. № 444 “О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 Мая 2016 г. Регистрационный N 42205.
Скорректированы федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по следующим направлениям подготовки (уровень бакалавриата): 03.03.02 Физика; 29.03.02 Технологии и проектирование текстильных изделий; 27.03.01 Стандартизация и метрология; 35.03.09 Промышленное рыболовство; 28.03.01 Нанотехнологии и микросистемная техника; 38.03.07 Товароведение; 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов; 07.03.04 Градостроительство; 38.03.02 Менеджмент; 38.03.03 Управление персоналом. Что касается магистратуры, то здесь претерпели изменения образовательные стандарты по направлениям 27.04.02 Управление качеством; 09.04.02 Информационные системы и технологии; 27.04.04 Управление в технических системах; 09.04.01 Информатика и вычислительная техника; 49.04.03 Спорт; 18.04.02 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии; 15.04.04 Автоматизация технологических процессов и производств; 15.04.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств; 18.04.01 Химическая технология; 19.04.01 Биотехнология; 15.04.01 Машиностроение; 29.04.02 Технологии и проектирование текстильных изделий; 38.04.06 Торговое дело; 39.04.02 Социальная работа; 05.04.06 Экология и природопользование; 51.04.06 Библиотечно-информационная деятельность. В части специалитета уточнены направления подготовки 4.05.02 Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг; 14.05.01 Ядерные реакторы и материалы.

Как разрабатываются адаптированные дополнительные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью?


Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций"

Приводятся методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи разработчикам адаптированных дополнительных общеобразовательных программ. Адаптация программ для детей с ограниченными возможностями здоровья требует часто больше времени для освоения учебного материала. Поэтому сложность и объем учебного материала должны быть уменьшены и облегчены. Приводятся условия получения образования и адаптации программ дополнительного образования для слепых и слабовидящих детей, для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи. Описываются основные формы и методы организации образовательной деятельности в дополнительном образовании. Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа может разрабатываться на основе общеобразовательной программы дополнительного образования с учетом включения в образовательный процесс детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, создаваться специально для определенной категории детей с ОВЗ, объединенных в одну группу (творческое объединение), а также разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка.

Уточнен порядок применения к обучающимся мер дисциплинарного взыскания


Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 апреля 2016 г. № 453 "О внесении изменения в Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2013 г. № 185" (не вступил в силу)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 Мая 2016 г. Регистрационный N 42166.
Внесены изменения в порядок применения к обучающимся мер дисциплинарного взыскания и снятия их с них. Установлено, что мера применяется не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка и не позднее чем через 6 месяцев со дня его совершения.

Получателям грантов по ФЦП "Русский язык" на 2016 - 2020 гг.: утверждены формы соглашения и отчета


Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 февраля 2016 г. № 124 "Об утверждении формы соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и юридическим лицом о предоставлении из федерального бюджета гранта в форме субсидии в рамках реализации федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016 - 2020 годы и формы отчета о расходовании указанного гранта юридическим лицом" (не вступил в силу)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 Мая 2016 г. Регистрационный N 42115.
На реализацию федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016 - 2020 гг. из федерального бюджета выделяются гранты в форме субсидии. Утверждена форма соглашения между Минобрнауки России и юрлицом о его предоставлении, а также форма отчета о расходовании гранта. В соглашении указаны предмет, взаимодействие и ответственность сторон, заключительные положения. К соглашению прикладывается перечень затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляется грант, перечень и сроки выполнения мероприятий, а также показатели результативности использования гранта.

Бакалавров искусства и гуманитраных наук готовят по новому образовательному стандарту


Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 апреля 2016 г. № 466 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 50.03.01 Искусства и гуманитарные науки (уровень бакалавриата)” (не вступил в силу)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 Мая 2016 г. Регистрационный N 42142.
Утвержден новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки "Искусства и гуманитарные науки" (уровень бакалавриата) (50.03.01). Он представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата по указанному направлению подготовки. Стандарт содержит характеристики подготовки и профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата. Также он устанавливает требования к результатам освоения и структуре программы бакалавриата.

Как проводятся заседания Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России и ее президиума?


Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 мая 2016 г. № 568 “Об утверждении Порядка организации работы и проведения заседаний Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации и президиума Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации” (не вступил в силу)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 Мая 2016 г. Регистрационный N 42186.
Регламентирован порядок работы Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России и ее президиума. Рекомендации комиссии принимаются на ее заседании путем открытого голосования большинством голосов. Главный ученый секретарь комиссии направляет письменные оповещения ее членам о дате и повестке дня предстоящего заседания, готовит необходимые материалы и приглашает иных лиц, имеющих отношение к существу рассматриваемого вопроса. Заседания комиссии проводятся не реже 2 раз в год. Заседания президиума комиссии проводятся с учетом научно-отраслевой специфики вопросов государственной научной аттестации. Предусмотрены следующие научно-отраслевые сессии: естественные и технические науки; медико-биологические и аграрные науки; гуманитарные и общественные науки; оборонные проблемы науки и техники. Состав членов президиума, принимающих участие в каждой из сессий, утверждается Министром. Рекомендация президиума комиссии об удовлетворении апелляции на решение совета по защите диссертаций и о его отмене не может одновременно содержать рекомендацию о выдаче соискателю ученой степени диплома доктора или кандидата наук.

Документы других министерств и ведомств

Бюджетная смета ФКУ ФАНО России: новая форма


Приказ Федерального агентства научных организаций от 18 апреля 2016 г. № 18н "О внесении изменений в Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства научных организаций, утвержденный приказом Федерального агентства научных организаций от 21 апреля 2015 г. № 11н” (не вступил в силу)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 Мая 2016 г. Регистрационный N 42153.
В частности, уточнено, что показатели бюджетной сметы ФКУ ФАНО России формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов (ранее - до кодов статей (подстатей) КОСГУ, с учетом дополнительных кодов аналитических показателей), в рублях. Обновлены рекомендуемые образцы сметы, ее проекта и изменений показателей.

Об обеспечении оказания медицинской помощи при проведении ЕГЭ


Письмо Министерства здравоохранения РФ от 4 мая 2016 г. № 15-2/10/1-2295

Приведены Методические рекомендации по оснащению пунктов медицинской помощи обучающимся в пунктах приема экзаменов (ППЭ). В ППЭ необходимо предусмотреть своевременное оказание первичной медико-санитарной помощи, скорой, в т. ч. специализированной, медицинской помощи. Органы власти регионов в сфере образования представляют графики проведения ЕГЭ, адрес ППЭ в органы власти регионов в сфере охраны здоровья. При организации ППЭ в образовательной организации помощь оказывается в медицинском кабинете. В отсутствие такого кабинета органы власти региона в сфере охраны здоровья обеспечивают присутствие медицинского работника в ППЭ, а также обеспечивают укладкой для оказания неотложной помощи (состав укладки приводится). Также обеспечивается возможность приезда бригады скорой помощи в ППЭ в течение не более 20 минут. В помещении, где проводится ЕГЭ, размещается стол с бутилированной водой без газа объемом 0,33 - 0,5 л (по потребности) или кулер для воды с одноразовыми пластиковыми стаканчиками. При сдаче экзаменов детьми с диабетом 1 типа необходимо обеспечивать возможность многократного контролирования уровня глюкозы в крови и принимать меры к его коррекции (прием легкоусвояемых углеводов при гипогликемии либо дополнительное введение инсулина). У ребенка должны быть глюкометр, шприц-ручка или инсулиновая помпа. Если в результате сдачи ЕГЭ у ребенка развилась декомпенсация диабета, то рекомендуется ставить вопрос о переносе экзамена или его проведения в щадящем режиме.

Как оплачивается труд работников учреждений соцобеспечения ФАНО России?


Приказ Федерального агентства научных организаций от 22 марта 2016 г. № 5н "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений сферы социального обеспечения, подведомственных Федеральному агентству научных организаций" (не вступил в силу)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 Мая 2016 г. Регистрационный N 42130.
Установлен примерный порядок оплаты труда работников ФГБУ сферы социального обеспечения ФАНО России. Регламентировано, как устанавливаются размеры окладов, ставок зарплаты работников, руководителей учреждений, их заместителей, главбухов. В частности, размер должностного оклада руководителя учреждения определяется Агентством и отражается в трудовом договоре или в допсоглашении к нему. Он зависит от сложности труда, масштабов управления, особенностей деятельности и значимости учреждения. Должностные оклады заместителей руководителей и главбухов устанавливаются на 10-30% ниже окладов руководителей. Прописан порядок назначения компенсационных и стимулирующих выплат, определены их виды. Так, компенсации полагаются за вредность, работу в местностях с особыми климатическими условиями, работу с гостайной. Речь также идет о сверхурочных, об исполнении обязанностей в ночное время. Стимулирующие выплаты полагаются за интенсивность, высокие результаты, качество работы, непрерывный стаж, выслугу лет. Предоставляются премии по итогам выполнения обязанностей.

Как Росархив оценивает эффективность деятельности научных организаций, выполняющих НИОКР и технологические работы гражданского назначения?


Приказ Федерального архивного агентства от 18 апреля 2016 г. № 50 “Об утверждении Методики оценки результативности деятельности научных организаций, находящихся в ведении Федерального архивного агентства, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 Мая 2016 г. Регистрационный N 42076.
Утверждена новая методика оценки результативности деятельности научных организаций, подведомственных Росархиву, выполняющих НИОКР и технологические работы гражданского назначения. Как и прежде, целью проведения такой оценки является формирование системы научных организаций, увеличение их вклада в социально-экономическое развитие страны, развитие международного сотрудничества в сфере науки, повышение престижа российской науки в обществе, а также повышение качества принятия управленческих решений в сфере науки. Оценка результативности деятельности научных организаций проводится по следующим направлениям: результативность и востребованность научных исследований; развитие кадрового потенциала; интеграция в мировое научное пространство, распространение научных знаний и повышение престижа науки; ресурсное обеспечение деятельности научной организации. Установлены этапы такой оценки. По ее результатам выдается проект заключения, который направляется Росархивом в Межведомственную комиссию. Заключение об оценке результативности деятельности научных организаций и отнесении их к одной из категорий с учетом рекомендаций, поступивших из Межведомственной комиссии, утверждается приказом Росархива. Сведения о категории, присвоенной научной организации по итогам оценки результативности, направляются Росархивом в месячный срок в Рособрнадзор.

Проекты федеральных законов

Крымские абитуриенты могут сохранить привилегированные условия поступления в вузы еще на 2 года


Досье на проект федерального закона № 1026423-6 “О внесении изменений в статью 5 Федерального закона от 5 мая 2014 года № 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части особенностей проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность” (внесен 23.03.2016 членами СФ О.Ф. Ковитиди, С.П. Цековым)

20 мая 2016 г. Госдумой в первом чтении принят проект поправок к законодательству об образовании в связи с принятием Крыма в Российскую Федерацию. Планируется еще на 2 года продлить переходные условия прохождения ГИА, установленные на 2014-2016 гг. для крымчан, признанных гражданами Российской Федерации. Так, в школах на территории Крыма по выбору обучающихся аттестация по-прежнему пройдет в форме ЕГЭ или в форме государственного выпускного экзамена. В части приема в вузы с 2017 г. отменяется квотирование мест для крымчан, но при этом предлагается установить для них возможность поступления по результатам вступительных испытаний, проводимых вузами самостоятельно. Эта льгота аналогична установленной в настоящее время для некоторых категорий выпускников, а также поступающих в вузы на базе среднего профобразования.

Планируется продлить срок действия дополнительных гарантий для отдельных категорий граждан при приеме в ВУЗ


Досье на проект федерального закона № 1020642-6 “О внесении изменения в статью 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части продления срока действия нормы о предоставлении детям-сиротам и ветеранам боевых действий особого права приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты) (внесен 18.03.2016 депутатами ГД В.А. Никоновым, Г.А. Балыхиным, A.И. Аршиновой, М.Н. Берулавой, B.В. Бурматовым, И.И. Гильмутдиновым, И.В. Мануйловой, И.И. Мельниковым, М.Ю. Назаровой, Н.В. Разворотневым, О.Н. Смолиным, О.В. Хоронжук, Н.А. Шайденко, В.Е. Шудеговым)

20 мая 2016 г. Госдумой во втором и третьем чтении был принят законопроект о внесении изменения в Закон об образовании в Российской Федерации. Законопроектом предлагается продлить до 1 января 2019 г. срок действия нормы указанного Закона о предоставлении детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ветеранам боевых действий особого права приема при условии успешного прохождения вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты.

Планируется усовершенствовать порядок негосударственной аккредитации образовательных программ


Досье на проект федерального закона № 587696-6 “О внесении изменения в статью 96 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ) (внесен 13.08.2014 Правительством РФ)

Государственной Думой РФ 20 мая 2016 г. во втором и третьем чтениях приняты поправки по вопросу профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Сферу действия профессионально-общественной аккредитации планируется распространить на основные программы профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы. Конкретизируется порядок проведения профессионально-общественной аккредитации. Информация о результатах аккредитации будет размещаться в Интернете. Предусматривается формирование и ведение перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию.

Проекты документов Правительства РФ

Госпрограмма "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.": проект поправок


Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (подготовлен МВД России 06.05.2016)

Ранее ФСКН России была упразднена, ее функции и полномочия переданы МВД России (указ Президента РФ от 05.04.2016 N 156). В связи с этим подготовлены соответствующие поправки в госпрограмму "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.". В паспорте программы в позиции, касающейся ее соисполнителей, предлагается исключить слова "Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков".

Правила отбора вузов, которым предоставляется право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности: проект изменений


Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила отбора образовательных организаций высшего образования, которым предоставляется право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета" (подготовлен Минобрнауки России 25.04.2016)

Разработан проект изменений в правила отбора вузов, которым предоставляется право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета. Планируется уточнить критерии, на основании которых вузу предоставляется право проводить дополнительные вступительные испытания. Так, будут учитываться показатели конкурса на поступление в вуз на соответствующие специальность и (или) направление подготовки за 3 года, предшествующие году приема, и фактические результаты зачисления лиц на первый курс за 3 года, предшествующие году приема. Право проведения дополнительных вступительных испытаний на одну или несколько специальностей планируется предоставлять вузу, в котором за 3 года (в настоящее время 2 года), предшествующие году приема число лиц, поступающих, имеющих высокий результат ЕГЭ или вступительного испытания, превышает не менее чем в 5 раз (в настоящее время 2 раза) контрольные цифры приема лиц, обучающихся за счет средств соответствующего бюджета. А также если фактические результаты зачисления лиц на первый курс свидетельствуют о зачислении на соответствующие специальность и (или) направление подготовки на места в рамках контрольных цифр, оставшиеся после зачисления лиц, поступивших в пределах квоты целевого приема лиц, имеющих особое право, и квоты целевого приема, только лиц, имевших высокие результаты ЕГЭ или вступительного испытания, проводимого вузом, по профильному общеобразовательному предмету. К лицам, поступающим в вуз, имеющим высокие результаты ЕГЭ или вступительного испытания, проводимого вузом, планируется относить лиц, набравших при сдаче не ниже 85 баллов (в настоящее время 80 баллов) по профильному общеобразовательному предмету.

Проекты документов Минобрнауки РФ

В аттестатах выпускников спецшкол планируется не указывать особый статус школы


Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "О внесении изменений в Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. № 115" (подготовлен Минобрнауки России 13.05.2016)

Планируется внести изменения в правила заполнения аттестатов об основном и среднем общем образовании. В аттестатах, выдаваемых образовательными организациями для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением (специальными учебно-воспитательными учреждениями открытого и закрытого типа), планируется не указывать в наименовании образовательных организаций слова "для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением". Также будут уточнены условия выдачи аттестатов с отличием. Обязательным условием получения такого аттестата является успешное прохождение государственной итоговой аттестации. Планируется, что при этом не должна учитываться пересдача неудовлетворительных результатов.

У детсадовских работников появится свой профессиональный праздник?


Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об установлении профессионального праздника - Дня воспитателя и всех дошкольных работников" (подготовлен Минобрнауки России 26.04.2016)

Планируется установить профессиональный праздник - День воспитателя и всех дошкольных работников. Его предлагается отмечать 27 сентября.

Софинансирование расходов на создание в сельских общеобразовательных организациях условий для занятия физкультурой и спортом: проект новой формы соглашения


Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении формы соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом, а также о признании утратившим силу приказа Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. № 78" (подготовлен Минобрнауки России 11.05.2016)

В 2016 г. из федерального бюджета планируется выделить субсидии регионам на софинансирование расходов на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физкультурой и спортом. Для получения средств высший исполнительный орган власти региона должен заключить с Минтрудом России соглашение. Утвержден проект новой формы соглашения и заявки о перечислении субсидии.

Какие мероприятия планируется провести для одаренных детей в 2016/17 учебные годы?


Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2016/17 учебный год" (подготовлен Минобрнауки России 25.04.2016)

Планируется составить перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физкультурой и спортом, интереса к научной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2016/17 учебные годы. Будет предусмотрено 85 видов мероприятий. Среди них Всероссийская олимпиада школьников, Всероссийский летний фестиваль ГТО, Дельфийские игры, первенства России по олимпийским видам спорта, телевизионная гуманитарная олимпиада школьников "Умники и умницы" и др.

Субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: проект формы отчета о расходах


Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении формы отчета об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия юридическим лицам на государственную поддержку развития образования и науки" (подготовлен Минобрнауки России 27.04.2016)

Юридическим лицам в 2016 г. из федерального бюджета выделяются субсидии на господдержку развития образования и науки. Разработан проект формы отчета о расходах, источником финансового обеспечения которых является указанная субсидия.

Как предлагается рассчитывать плату за услуги (работы) учреждений, находящихся в ведении Правительства РФ?


Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания" (подготовлен Минобрнауки России 27.04.2016)

Планируется закрепить порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности учреждений, находящихся в ведении Правительства РФ. Речь идет о тех, которые оказываются (выполняются) сверх госзадания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах него. Согласно проекту документа учреждения самостоятельно определяют возможность оказания платных услуг. При этом нужно исходить из необходимости обеспечения одинаковых условий (приводятся их критерии) при предоставлении одних и тех же платных услуг и услуг в рамках госзадания. Учреждения самостоятельно утверждают размер платы на оказываемые ими услуги, за исключением случаев, установленных законодательством России. Размер платы определяется на основе расчета необходимых для оказания соответствующих услуг экономически обоснованных затрат с учетом конъюнктуры рынка, требований к качеству оказания услуг. Он устанавливается руководителем учреждения. Для учреждений, реализующих программы высшего образования, - на основании решения ученого совета. Предусматривается право учреждения корректировать полную стоимость платной образовательной услуги по уже заключенным договорам с учетом уровня инфляции. Также учреждения вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору с учетом покрытия недостающей стоимости за счет собственных средств исполнителя, в том числе полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения заказчика и (или) обучающегося.

Субсидирование затрат на реализацию проектов Национальной технологической инициативы: проект формы соглашения


Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении формы договора между Министерством образования и науки Российской Федерации и организацией, наделенной функциями проектного офиса Национальной технологической инициативы, о предоставлении субсидии в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы" (подготовлен Минобрнауки России 29.04.2016)

Организации, наделенной функциями проектного офиса Национальной технологической инициативы (НТИ), предоставляются субсидии для финансового обеспечения реализации планов мероприятий ("дорожных карт") НТИ. Для этого между Минобрнауки России и указанной организацией заключается соответствующий договор. Разработан проект формы такого договора.