04 апреля 2018 года в рамках VI сессии Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим процессам прошло экспертное обсуждение одной из актуальных проблем эффективного развития современное российского государства – желательности и нежелательности миграции (правовые, государственно-политические и социальные аспекты.
Участники сессии обсудили вопросы:
1. Желательность миграции, категориальное обоснование, правовое и административное обеспечение.
2. Механизмы регулирования миграционных процессов в национальных интересах, в целях общественной и национальной безопасности.
3. Институализация нежелательности миграции.
Активное участие в экспертном обсуждении и определении концептов по актуальным проблема миграционной политики приняли:
Модерировали обсуждение Галас Марина Леонидовна, главный научный сотрудник Департамента политологии, руководитель Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим процессам Финансового университета, доктор исторических наук, профессор; Шатилов Александр Борисович, декан Факультета социологии и политологии Финансового университета, кандидат политических наук, доцент.
Основной целью сессии было обсуждение в интересах обеспечения национальных интересов, общественной, экономической, национальной безопасности и социокультурной самобытности России путей совершенствования законодательства, государственно-политических механизмов и социальной политики в сферах:
Участники отметили, что Россия вовлечена в глобальные процессы миграции, главным образом с государствами – участникам Содружества Независимых государств.
Учитывая сложность демографической ситуации в Российской федерации особое внимание следует уделить добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Миграция этой категории населения ориентирована на их постоянное проживание и получение российского гражданства. Важным приоритетом миграции являются трудовые мигранты из Белоруссии как граждане Союзного государства и государства – участника ЕЭС.
Отмечено, что органами власти и управления России сделано многое, что повысило эффективность отечественной миграционной политики. Обновленный вариант Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Госпрограмма) приобрела бессрочный характер. Вступить в эту программу могут вынужденные переселенцы с Украины, прибывшие в массовом порядке в 2014-2015 гг., они получили преференцию получить вид на жительство, минуя разрешение на временное пребывание.
Для эффективной работы Госпрограммы необходимо принять меры по экономической поддержке добровольного переселения соотечественников в Российскую Федерацию.
В отношении государств СНГ – основных миграционных доноров в Российскую Федерацию, для эффективного распределения трудовых ресурсов в регионах принимающей страны, важно развитие довыездной подготовительной программы на территории страны происхождения (прохождение санитарно-эпидемиологического освидетельствования и оформления полисов добровольного медицинского страхования, сдача экзаменов на знание русского языка и истории России, определение профессионально-квалификационных характеристик и востребованности их на рынках труда, занятости, специальностей в Российской Федерации и др.). Прорывным для организованного привлечения внешних мигрантов из стран СНГ стали положения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан от 05 апреля 2017 года об организованном наборе и привлечении граждан этого государства для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
По настоящее время остается неразработанным вопрос о мерах социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в Российской Федерации.
Миграционная политика России требует постоянного мониторинга, среднесрочного и долгосрочного прогнозирования миграционных процессов, связанных с ними рисков и угроз. Необходима обязательная корреляция миграционной политики с социально-политическим и экономическим прогнозом развития регионов, общероссийским и региональным рынками труда, занятости и специальностей, спецификой этно- и социокультурного, конфессионального своеобразия субъектов Российской Федерации.
Для современного информационного обеспечения мигрантов важно создать широкую сеть консультативных центров, осуществлять выпуск разнообразных доступных информационных ресурсов, помогающих пользователям (мигрантам) получить все необходимые для их адаптации и интеграции сведения о принимающей стране, ее правовых нормах, медицинских, образовательных, социальных профильных государственных учреждениях и неправительственных организациях, государственных услугах.
Серьезного регулирования требует образовательная миграция. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования установлены обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, а также единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. Согласно статье 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин или лицо без гражданства обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, признается в качестве документа, необходимого для продления срока действия визы или временного пребывания.
На иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях Российской Федерации не распространяются нормы об аннулировании разрешения на временное проживание в случае неосуществления трудовой деятельности или отсутствия достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи. Кроме того, на обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул не распространяется общий порядок привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства.
Преференции для отдельных категорий мигрантов по образовательному и квалификационному признакам в законодательстве Российской Федерации в первую очередь применительно к квалифицированным и высококвалифицированным специалистам.
Анализ структуры показателей, характеризующих составляющую деструктивности мигрантов, связанную с целями прибытия на территорию Российской Федерации, показывает, что наиболее склонны к девиантным проявлениям иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие на территорию Российской Федерации в целях осуществления трудовой деятельности по найму, в учебных целях и нелегально
Вместе с тем, серьезной проблемой является использование образовательных преференций для легализации на территории Российской Федерации лиц, занимающихся деструктивной деятельностью на территории принимающего государства, в том числе экстремистской и террористической.
Таким образом, у специалистов Главного управления по вопросам миграции, Федерального агентства по делам национальностей, профильных комитетов Государственной Думы Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и экспертного сообщества научно-исследовательских и образовательных учреждений, общественных структур, занимающихся проблемами миграционных процессов, общие и взаимодополняющие сферы для сотрудничества.