14 октября 2019

В Профессорском клубе Финансового университета прошел круглый стол

В Профессорском клубе Финансового университета 09 октября 2019 года состоялась IX сессия Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим процессам в формате экспертного круглого стола: «Концептуальные подходы к регулированию миграционных процессов в условиях кризисного развития мирового сообщества».

В Профессорском клубе Финансового университета прошел круглый стол

Цель проведения сессии - развитие научно-методологического сотрудничества в сфере теории регулирования миграционных процессов.

Теория регулирования миграционных процессов – фундаментальная тема научно-исследовательской работы, выполняемой по государственному зданию творческим коллективом Департамента политологии и массовых коммуникаций.

На первом этапе разработки этой темы объектом исследования стали миграционные процессы в Российской Федерации с учетом станового и международного опыта, а предметом исследования – теоретические принципы и подходы к изучению миграционных процессов, применимые для управленческой практики их регулирования.

Ключевые направления исследования коррелируют с наиболее актуальными для России и зарубежных стран – реципиентов вопросами миграции:

  • международные подходы к регулированию миграции с учетом норм обеспечения прав человека и минимизации миграционных рисков;
  • концептуальные основы регулирования миграционных процессов в условиях кризисного развития мирового сообщества;
  • политико-правовые подходы к адаптации/интеграции иммигрантов с учетом норм обеспечения прав человека и минимизации миграционных рисков.

Актуальность, степень научной разработанности, методологические подходы и новизну научно-исследовательской работы по теме «Теория регулирования миграционных процессов», а также перспективы ее дальнейшего изучения охарактеризовала Галина Георгиевна Силласте, научный руководитель сессии доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, научный руководитель Департамента социологии, истории и философии Финансового университета.

С сообщениями по итогам проведенной научной работы в рамках вышеперечисленных направлений фундаментальной темы выступили Галас Марина Леонидовна, руководитель Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим процессам, главный научный сотрудник Департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового университета, Шевченко Кирилл Дмитриевич, консультант Бюро Международной организации по миграции в Москве.

Обсуждались вопросы:

  • Страновые политико-правовые подходы к регулированию миграционных процессов в условиях кризисного развития мирового сообщества.
  • Миграция в условиях кризисного развития мирового сообщества и ее риски в России.
  • Политико-правовые подходы к адаптации иммигрантов с учетом норм обеспечения прав человека и минимизации миграционных рисков.
  • Возможность применения математических моделей для координации качественных статистических показателей по миграционным процессам.

В Профессорском клубе Финансового университета прошел круглый стол

Активное участие в экспертной дискуссии приняли:

  • Ананянц Герман Сергеевич, кандидат технических наук, профессор, вице-президент Союза армян России;
  • Кирюшина Анастасия Алексеевна, кандидат экономических наук, старший бизнес-аналитик ЗАО «ЕС-лизинг»;
  • Мельничук Екатерина Сергеевна, кандидат социологических наук, начальник отдела по методическому обеспечению социокультурной адаптации и интеграции иностранных граждан Управления мониторинга, анализа и прогноза Федерального агентства по делам национальностей России;
  • Попов Виктор Юрьевич, доктор физико-математических наук, профессор, профессор Кафедры управления информационными системами и цифровой инфраструктурой Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;
  • Поставнин Вячеслав Александрович, президент фонда «Миграция – ХХI век»;
  • Султанова Шахноза Шокиржоновна, начальник отдела по организации тестирования Российского государственного университета дружбы народов.

По итогам круглого стола были сделаны выводы и даны экспертные рекомендации:

1. Задачи, поставленные на первом этапе выполнения научно-исследовательской работы по теме «Теория регулирования миграционных процессов» успешно решены, научно обоснованы, концептуально выстроены.

2. На следующих этапах исследования данной темы необходимо выявить и систематизировать социальное риски миграционных процессов для России; составить интерактивную миграционную карту Российской Федерации, на основе исследовательской методики сравнительной стратификационной оценки гражданского общества по критерию дотационности и недотационности (самостоятельности) регионов, разработанной Г.Г. Силласте, и методики типизации иммигрантов и структуризации их в страты гражданского общества, подготовленной М.Л. Галас.

3. Для реализации Концепции государственной миграционной политики важен среднесрочный и долгосрочный прогноз миграционных процессов на территории России. Прогнозирование не может полноценно проводиться без ИТ системы, предназначенной для справочно-информационного обеспечения, не содержащей конфиденциальной информации или иных сведений ограниченного доступа. На данном этапе для создания такой системы недостаточно разработаны, актуализированы и координированы между профильными ведомствами миграционные и сопряженные с ними статистические показатели.

В этой связи, актуальна классификация применяемых государственными ведомствами статистических показателей, а также разработка актуальной системы координируемых на межведомственном уровне статистических показателей.

В качестве предварительного этапа разработки справочно-информационной системы прогнозирования миграционных процессов предлагается создание ЭВМ продукта, применяющего универсальные методы и принципы отражения данных на картографической основе в сети Интернет с опубликованием на сайте интерактивной карты России, с помощью которой пользователь может получать информацию о состоянии экономики, финансового климата, рынков труда, занятости, об уровне социального развития и общественной стабильности в российских регионах с учетом перспектив привлечения соотечественников, иностранных граждан и инвесторов. Для данного продукта могут быть использованы технологии обработки Интернет-ресурсов открытого доступа.

В целях верификации прогнозного анализа миграционных процессов в российских регионах рекомендуется разработать методику применения математических моделей.

4. Для поддержания социальной стабильности целесообразно развивать государственно-частное партнерство в сфере регулирования миграционных процессов и управления миграцией на основе разумного распределения соответствующих задач между институтами гражданского общества.

5. Согласно авторской трактовки Г.Г. Силласте, М.Л. Галас, К.Д. Шевченко, адаптация иностранных граждан - процесс деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, законопослушного иностранного гражданина, направленный на включение иммигранта в социальную структуру и систему социальных отношений принимающего государства; в экономические отношения в соответствии с принципами и нормами государственной экономической политики, в культурные, правовые отношения.

Е.С. Мельничук выразила особое мнение Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН), подчеркнув необходимость выполнения поручения Президента Российской Федерации о подготовке закона социокультурной адаптации мигрантов. Регионы и национально-культурные автономии, по мнению специалистов ФАДН, нуждаются в законодательном урегулировании социокультурной адаптации мигрантов, рамочно регламентирующем полномочия региональных органов власти и управления, решающих вопросы миграции, а также статус общественных организаций в такой адаптационной деятельности.

6. Для успешной адаптации иммигрантов важно провести работу по преодолению пробельности законодательства, направленного на адаптацию иностранных граждан и гармонизацию законодательства государств – участников СНГ, в формате модельных кодексов и законов, а также с учетом опыта стан – реципиентов ЕС.

Поскольку адаптация в Российской Федерации проводится на основе широкой законодательной базы, согласованной с нормами международного права, а сам адаптационный процесс объективен и перманентен (в том числе и социокультурный его аспект), не актуальна разработка федерального закона по адаптации иностранных граждан. Рекомендуется подготовить и легитимировать указом Президента Российской Федерации концепцию государственной политики по адаптации иностранных граждан.

Зарубежный опыт адаптации/интеграции иммигрантов, прежде всего ФРГ, как основного реципиента вынужденных мигрантов, может быть задействовать при разработке концепции государственной политики по адаптации иностранных граждан в Российской Федерации:

1 отнесение полномочий в сфере адаптации/интеграции имигрантов в компетенции органов государственной власти, функционирование которых напрямую не связано с выполнением правоохранительных функций;

2 разграничение обязанностей органов власти и управления по вопросам их участия в деятельности по адаптации/интеграции иммигрантов для обеспечения правового регулирования и охвата всех аспектов интеграционной деятельности при исключении дублирования их полномочий;

3 применение института трудового и социального наставничества путем.

4 развертывание при активном привлечении структур гражданского общества и негосударственных некоммерческих организаций консультационно-информационной и образовательной сети по адаптации иностранных граждан;

5 доступ иммигрантов к электронным средствам коммуникации, различным бесплатным электронные приложениям, направленные на получение достоверной и актуализированной информации о различных аспектах пребывания и проживания в стране-реципиенте.

6 разработка и реализация проектов адаптации/интеграции иммигрантов, учитывающих местные особенности, распространение наиболее успешных инициатив на федеральный, региональный уровни.

Экспертно-аналитические материалы и итоговый документ сессии будут представлены на рассмотрение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Международной организации по миграции, Главного управления по вопросам миграции МВД России, Федерального агентства по делам национальностей.

Информационный партнер - Информационно-правовая компания «ГАРАНТ».