Радченко Н.В.: "Дистанционные технологии будут и дальше развиваться, и оперативно внедряться в процесс обучения"

О выборе профессии и ее сложностях, цифровой грамотности преподавателей, будущем дистанционного образования и о многом другом наши коллеги из АПИ ГАРАНТ (г. Краснодар) поговорили с преподавателем ГБПОУ КК «Апшеронский лесхоз-техникум» Натальей Владимировной Радченко


РАДЧЕНКО НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА - почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации, победитель Всероссийского конкурса педагогического мастерства 2020 года, эксперт и член жюри краевых образовательных мероприятий, педагогический дизайнер, наставник, методист и преподаватель ГБПОУ КК «Апшеронский лесхоз-техникум»


Наталья Владимировна, впервые познакомившись с вами, интересно было узнать: почему вы выбрали именно профессию преподавателя?

Я окончила школу с одной четверкой и могла выбрать медицинский профиль, педагогический или музыкальный профили. Больше всего на мой выбор оказал влияние отец, он считал, что женщине необходимо знать основы педагогики и психологии, чтобы воспитать своих детей хорошими людьми.

Свой первый урок я уже провела в 15 лет на практике, когда училась на 2 курсе педагогического училища.

Почему был такой выбор? Медицинский, музыкальный и педагогический профили, одновременно.

Я оканчивала музыкальную школу, и ее директор настаивал на моем обучении на преподавателя музыки. Медицинский профиль меня привлекал еще с детства, как и мою двоюродную сестру. Считаю, что социальное служение, помощь людям – это наши семейные черты характера. На данный момент ни одно государство не обходится без учителей, преподавателей, медицинских работников. Социальная сфера необходима и важна. Именно в этой сфере я всегда себя видела.

Кем вы были, если бы на нашей планете не существовала профессия педагога?

Ранее занималась торговлей, пыталась зарабатывать в сфере инфобизнеса. Однако только в роли преподавателя обрела развитие своего творческого потенциала. Не вижу себя ни в каком другом направлении. Я очень люблю свою работу!

Согласны ли вы, что ваша профессия делает наш мир лучше?

Вспомним знаменитое высказывание Джона Кеннеди «Космос мы проиграли русским за школьной партой». Во все времена человечество уделяло огромное внимание образованию, и пользовались уважением именно люди, которые правильно читали и грамотно писали.

Считаю, что преподаватель – это, скажем так, «указательный столб», который может на основании интересов учащегося открыть ему целый мир! Например, возьмем этимологию слова «педагог» - это, буквально, «детоводитель». То есть преподаватель сопровождает ребенка в мире знаний. Также сегодня развивается специальный раздел «андрагогика». Благодаря данному развитию стало не зазорно обучаться взрослым людям. Однако в «Атласе новых профессий» образовательная сфера представлена тьютором, наставником, модератором и ментором. Значит профессия учителя будет модернизироваться. Посмотрим, что будет дальше.

Может у вас есть вдохновляющая история для нашей аудитории?

Расскажу вам одну притчу.

Приходит к отцу молодая девушка и говорит:
– Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил, что мне делать?
Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3 кастрюли.
– Что изменилось? – спросил он свою дочь.
– Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде – ответила она.
– Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри – твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств – кипятка. Так и люди – сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут…
– А кофе? – спросила дочь
– О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее – превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

Очень красивая история, благодарю Вас за нее!
Расскажите, в каких проектах сейчас участвуете? Или планируете в будущем участвовать?

Участвовала в интересном проекте Университет НТИ «20.35», который постоянно проводит марафон наставников. Данный университет представляет собой автономную некоммерческую организацию, объединяющую представителей бизнеса и экспертных сообществ. Вы также могли слышать о других проектах университета, к примеру, проектно-образовательный интенсив «Остров 10-22», «Зимний остров». Благодаря платформе Университета 2035 можно оценить свои hard и soft skills, сформировать цифровой компетентностный профиль и получить данные о своей мотивации, культуре организационной деятельности и паттернах поведения.

Кроме того, недавно ознакомилась с их новой программой КЛИК для лидеров и команд цифровой технологии.

Рекомендую следить за новостями Национальной технологической инициативы, так как организация регулярно организовывает различные олимпиады и конференции.

Также в прошлом году я участвовала в школе педагогического дизайна и проходила переподготовку наставников в Донском учебно-методическом центре профессионального образования.

Сегодня как никогда актуальная тема цифровых технологий. Думаю, вы заметили, что в настоящее время все большее количество преподавателей начинают пользоваться цифровыми технологиями. Недавно я ознакомилась с исследованием Аналитического центра НАФИ «Цифровая грамотность российских педагогов». И в целом во многих источниках цифровую грамотность преподавателя определяют по следующим индикаторам: умение искать и находить информацию, легкость в использовании цифровых устройств, умение искать новости, проверять их достоверность, умение пользоваться мессенджерами и социальными сетями, готовность работать с новыми приложениями.

А по каким параметрам вы бы оценивали педагога университета с высокой цифровой грамотностью? Считаете ли вы проблемной тему цифровой грамотности преподавателей именно на региональном уровне?

Я полностью согласна с тем, что сказали коллеги. Однако включила бы еще умение преподавателей защищаться от мошенничества в интернете, к примеру, не загружать личную информацию.

Думаю, что основная сложность у преподавателей возникает с новыми приложениями. В начале года мы столкнулись с волной негатива педагогов, когда система управления обучением Moodle немного изменила свой формат. Панель управления располагалась вертикально, а стала располагаться горизонтально, изменение чего отрицательно повлияло на восприятие пользователей.

Такие же рабочие моменты возникают при обновлении любого приложения. Уходит масса времени на организационную работу по внедрению в образовательный процесс новой технологии, например, Trello для студентов.

Считаю, что нежелание учиться чему-то новому, эмоция раздражения, возникающая при первоначальном изучении любой технологии – все это является причинами низкого уровня цифровой грамотности.

Уверена, что также для оптимизации своей деятельности вы пользуетесь мобильными приложениями. Поделитесь наиболее эффективными среди них?

Конечно, кроме Trello, у меня на телефоне загружены приложения для развития хороших привычек, напоминаний. Интересны: Spatial Chat, Notion, Miro, арсенал Google (презентации, таблицы и др.)

В дополнении, я взаимодействую со студентами во всех социальных сетях, среди которых Instagram, Telegram, ВКонтакте, Facebook, WhatsApp, даже Signal. В выборе мессенджера ориентируюсь на предпочтения своих студентов.

Готовясь к лекции или семинару, где вы чаще всего находите информацию, как часто обновляете ее? Каким источникам информации больше всего доверяете?

Доверяю справочно-правовой системе ГАРАНТ, постоянно работаю с ней!

Не секрет, что молодые люди черпают информацию по истории, политике и праву из мемов, из TikTok. При обучении студентов выясняется, что большинство из них не знает Конституцию РФ, процедуру утверждения законов и подзаконных актов. Работаем с электронными документами. Разбираем по статьям, узнаем много нового, в чем обычно они мало осведомлены. Кроме того, мы изучаем Устав техникума. А при чтении ФГОСа специальности узнаем, почему учимся 6 дней в неделю или 36 часов. После этого учащиеся начинают прислушиваться. Можно сказать, что, изучая юридическую базу, студенты меняются. Например, студенты уже меньше разговаривают на занятиях, потому что знают, что таким образом они нарушают право другого учащегося - на образование.

Предпочтение каким технологиям отдаете для проверки домашних работ студентов, для коммуникации с ними?

Для проверки домашних работ использую платформу для обучения Moodle. Там можно проводить семинары, создавать и отправлять тесты для студентов, есть возможность обратной связи. Кроме того, к платформе подключена бесплатная вебинарная комната BigBlueButton, функционирующая как Zoom.

Так как у нас переходное звено между школой и университетом, то мы помогаем найти студенту свой путь, обрести веру в себя. Учитель же пишет на доске «классная работа», вот мы и стараемся выполнять каждый день «классную работу».

Так как весь предыдущий год мы учились дистанционно, скажите, что было самым положительным лично для вас и для вашей работы при переходе на дистанционный формат?

Мне было интересно осваивать в период пандемии что-то новое. Так, я попала на тренинг «10 востребованных интернет-профессий», заработала свои первые деньги в интернете, победила свои страхи, мифы, узнала много нового, поняла, что в интернет-пространстве свой мир бизнеса и своих правил, не всегда регулируемые правом, свои профессии, свои ставки.

Расскажу Вам, как мы справились с пандемией. Преподаватели техникума не рассылали материал по социальным сетям, а использовали платформу «Moodle». С Платформой мы начали работать в 2018 году. Обучили 65 преподавателей работе с данной платформой, подтверждением чего является наличие у каждого пользователя готовой зачетной работы в виде собственного курса с лекциями, чатами, форумами и тестами. После обучения на платформе работали по желанию преподаватели и студенты.

В сентябре 2019 года было решено сдавать и проверять внеаудиторную самостоятельную работу всем на Портале дистанционного обучения, что существенно экономило время и бумагу, т.к. все сдавалось в электронном виде. То есть на Портале для всех преподавателей и студентов были созданы личные кабинеты и курсы по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям.

В период распространения коронавирусной инфекции оставалось только дополнить все курсы на Портале лекциями, практическими работами, оценочными средствами. Так что наш техникум безболезненно для всех работников и студентов встретил формат дистанционного обучения. Мы делились своим опытом со школами, вузами и другими профессиональными организациями.

Данное время нас серьезно поменяло в лучшую сторону!

Конечно, очное обучение - это живое общение. Плюсом дистанционного обучения является гибкий график.

Какие открыли для себя новые цифровые технологии? Какими из них пользуетесь на данный момент?

Помимо перечисленных осваивала и регистрировалась в «EmojiClass», где техника обратной связи в виде эмоций. Но не реализовала данную технику далее.

Также SpatialChat помогает организовывать онлайн-конференции с помощью воссоздания реальных социальных взаимодействий. К примеру, проводить урок про Екатерину Великую и менять одежду, в которой вы находитесь!

Недостаток в том, что очень многие приложения платные.

Скажите, по вашему мнению, на глобальном уровне будущее за каким обучением? Все-таки за традиционным очным обучением, полностью онлайн или за смешанным форматом?

Раньше мы вырезали из журналов какие-то портреты, статьи; невозможно было найти определенные книги или пособия. Настоящее время мне очень нравится! Сегодня можно воспользоваться интернетом и найти необходимую информацию в открытом доступе, или использовать мультимедийный комплекс кабинета.

Конечно, традиционное обучение позволяет поддерживать лучший контакт с аудиторией. Преимуществами онлайн-обучения являются получение определенной дозы знаний в любое удобное время. Правда очень многие говорят о такой проблеме: не каждый заканчивает онлайн-курс, даже за который он заплатил. По статистике не у всех курсов даже 50 % учеников заканчивают свое обучение.

Смешанное обучение, к примеру, позволяет освободить преподавателя от проверки тетрадей. Кроме того, техническая проверка выполненного студентами задания освобождает от субъективного отношения.

Конечно, в наше время необходимо сочетать и искать новые методы. К примеру, есть падагогическое колесо, на котором можно увидеть, что лучше использовать в начале урока, как обеспечить обратную связь от учеников, какие инструменты использовать для закрепления материала и т.д.

Не все люди могут работать в образовании. Мы постоянно должны узнавать что-то новое, разбираться в науке и технике. Преподаватель – это и психолог, и методист, и наставник, и менеджер, и коуч. Он должен быть грамотным пользователем ПК, владеть цифровой и правовой грамотностью. Взаимодействовать с большим количеством людей (обучающиеся, родители, коллеги, администрация). Не каждый человек выдерживает такую большую нагрузку.

Считаю, что сегодня преподавателю необходимо воспринимать цифровые технологии как данность и думаю, что дистанционные технологии будут и дальше развиваться, и оперативно внедряться в процесс обучения. Однако я голосую за смешанное обучение!

Скажите, по вашему мнению, какое место цифровые технологии должны занимать в образовательном процессе в будущем?

Скорее всего, весь процесс обучения будет в дистанционном формате, и преподавателям необходимо будет перестраиваться, иначе мы будем «на задворках цивилизации». Через 10-15 лет, думаю, от нас зависит, каким будет учитель, и как он будет преподавать. Мы должны идти навстречу своим страхам!

БЛИЦ-КРИК. Я задаю короткие вопросы, вы можете отвечать коротко или не коротко

Давно сотрудничаете с АПИ ГАРАНТ?

Давно, с 2012 года.

Что больше цените в нашем сотрудничестве?

Внимательность при общении, а также быструю обратную связь.

Систему ГАРАНТ рекомендовали коллегам?

Конечно, а также своим ученикам.

"Конструктор правовых документов" или аналитическая система "Сутяжник"?

«Сутяжник» впечатляет больше.

Энциклопедия решений или ответы Правового консалтинга?

Энциклопедия решений.

Какие новые материалы вы хотели бы видеть в учебном комплекте ГАРАНТа?

Считаю, что все продумано, доступны книги, законодательство Российской Федерации.

По вашему мнению, какой сервис самый востребованный среди студентов?

Среди студентов самый востребованный сервис с учебниками и учебными пособиями, а также статьями для написания курсовых и дипломных работ.

А среди преподавателей?

Думаю, что энциклопедия решений.

И в заключение нашего прекрасного интервью, Наталья Владимировна, мы хотели бы получить от вас обратную связь касательно нашей программы поддержки учебных заведений. Какие сценарии развития программы вы видите? Мы будем рады любым вашим идеям, чтобы стать еще лучше!

Может быть, все участники программы или преподаватели могли собраться вместе на онлайн-конференции для знакомства друг с другом, обсуждения общих проблем. Ведь самое главное, что дают такие собрания – это возможность неформального общения.

Другие наши интервью со студентами и преподавателями вы можете найти по ссылке


 

"Юрилическая клиника - это практикоориентированное обучение где происходит соединение теории с практикой"
"Юридическая клиника - это практикоориентированное обучение, где происходит соединение теории с практикой"
Интервью с руководителем юридической клиники Оренбургского государственного университета Еленой Михайловной Рузаевой
Ольга Николаевна Шмидт: «Новгородский агротехнический техникум стал для меня вторым домом»
Ольга Николаевна Шмидт: «Новгородский агротехнический техникум стал для меня вторым домом»
Интервью с заместителем директора по учебно-методической работе ОГБПОУ «Новгородский агротехнический техникум» Шмидт Ольгой Николаевной.
"Через 10 лет я вижу себя успешным юристом, востребованном в своём деле, уважаемым коллегами"
"Через 10 лет я вижу себя успешным юристом, востребованным в своём деле, уважаемым коллегами"
Интервью со студентами юридического факультета Астраханского государственного университета.