14 января 2014

Семенов А.Л.: "МПГУ - ведущий педагогический университет России"

На вопросы портала edu.garant.ru отвечает ректор МПГУ, академик Российской академии наук и Российской академии образования, доктор физико-математических наук, лауреат Премий Президента РФ, Правительства РФ, ЮНЕСКО Алексей Львович Семенов

 

 

 

edu.garant.ru: Здравствуйте, Алексей Львович. Широко известно, что вуз активно занимается разработкой и реализацией инновационных образовательных программ. Расскажите о наиболее интересных и важных из них?

Семенов А.Л.: Все российское высшее образование находится в стадии перехода на инновационную для нас двухуровневую систему: бакалавриат – магистратура. МПГУ одним из первых начал реализацию этой системы. В частности, в МПГУ разработаны инновационные магистерские программы по направлениям: «Методика обучения русскому языку в поликультурной среде», «Инновационная начальная школа», «Менеджмент в образовании», «Религиозные культуры и светская этика», «Риторика и речеведение», «Технологии здоровьесбережения в образовании», «Тьюторство в сфере образования», «Юридическая психология», «Психологическое консультирование в образовании», «Организационная психология», «Ювенальное право и правосудие по делам несовершеннолетних». Есть программы в области естественных наук «Экология», «Физика и технология наноструктур», «Химическая экспертиза пищевых продуктов».

К инновационным программам бакалавриата относятся наши программы с двумя профилями, рассчитанные на пятилетний срок обучения.

В настоящее время для нас особенно важными являются инновационные процессы в программах бакалавриата «педагогического образования». С одной стороны мы разрабатываем модель прикладного бакалавриата, с увеличенным объемом практической работы в образовательных организациях, с приближением содержания образования к школе и в предметном отношении и в психолого-педагогическом. С другой стороны, мы начинаем реализовывать программу универсального бакалавриата, реализующего концепцию универсального образовании свободного гражданина XXI века, куда обязательно входит психолого-педагогический компонент. Мы считаем, что получая такое образование, молодой человек может стать не только учителем, но и выбрать себе во время обучения в бакалавриате любой из широкого спектра профилей в социальной, культурной, научной сфере.

edu.garant.ru: Вы сами – известный в мире ученый, один из восьми российских лауреатов Премии ЮНЕСКО. Какие направления научных исследований и разработок в Университете представляются Вам наиболее актуальными?

Семенов А.Л.: Университет имеет славную научную традицию, связанную с такими именами, как знаменитый российский историк В. С. Ключевский, крупнейший отечественный философ А. Ф. Лосев, основоположник глобального экологического мышления В. И. Вернадский, математик с мировым именем, получившим первым Ленинскую премию после ее восстановления в СССР, П. С. Новиков, лауреат Нобелевской премии по физике И. Е. Тамм. Этот список можно продолжить десятками имен.

В МПГУ работает знаменитый географ академик РАО В. П. Максаковский — лауреат Государственной премии, премий Президента и Правительства РФ. Только что лауреатами Премии Правительства РФ стали выпускник МПГУ член-корреспондент РАО Е.Ш. Ямбург и профессор МПГУ С.Д. Забрамная за свою работу по адаптивной модели школы.

Ясным подтверждением уровня школы прикладной физики в МПГУ являются многочисленные патенты и коммерческий успех коллектива под руководством профессора Г. Н. Гольцмана. Продолжение исследований неравновесных явлений в тонкопленочных сверхпроводящих наноструктурах, в полупроводниковых системах пониженной размерности, кристаллических полупроводниках и их применениях в СВЧ-устройствах и космической связи под руководством голландского ученого Т. Клапвика поддержано мега-грантом Правительства России.

Широкий спектр работ ведет научно-образовательный центр "Нанотехнологии". Как и во многих других научных направлениях, исследования центра, его прикладные разработки сочетаются с исследовательской деятельностью студентов, в том числе – педагогического направления и разработкой учебных материалов, в том числе – для общеобразовательной школы.

В МПГУ сложились сильнейшие научные школы. Исследовательская модель деятельности – важнейшая модель современной школы и всей жизни. Опыт такой деятельности приобретают все наши студенты. Наши студенты — будущие ученые, смогут участвовать в сетевых образовательных программах ведущих вузов и институтов РАН и РАО. Этот процесс может завершаться выдачей совместного диплома, продолжаться в магистратуре и в аспирантуре (по 17 отраслям наук).

edu.garant.ru: Какие меры поддержки в МПГУ существуют для студентов, занимающихся научной деятельностью, исследованиями (гранты, именные стипендии)?

Семенов А.Л.: Сейчас в вузе есть стипендия Ученого совета, размер которой недавно был увеличен по решению этого совета. Конечно, ее размер не превышает размера стипендий Президента РФ и Правительства РФ, но это уже существенная добавка к обычной студенческой стипендии. Кроме того, у нас есть именные стипендии выдающихся ученых, которые работали в университете. Эти стипендии также направлены на поддержку научно-исследовательской деятельности студентов.

edu.garant.ru: Кто идет в МПГУ учиться на коммерческой основе, какие категории абитуриентов?

Семенов А.Л.: Конечно, это те, кто «не добрал» баллов на «бюджетные места». Мы считаем возможным и переход на платное обучение с увеличенным сроком для студентов, не справляющихся с обычной программой. Также мы рассматриваем возможность организации годичной базовой подготовки выпускников школ перед поступлением в университет. Такая подготовка позволит достичь хороших знаний по основным дисциплинам, нужным для обучения в Университете. Для этого кому-то понадобиться напряженно работать, зато потом не будет сбоев во время основного обучения.

edu.garant.ru: Насколько в настоящее время востребованы специалисты педагогического профиля? Существуют ли трудности при устройстве на работу выпускников МПГУ и есть ли статистика, сколько трудоустроилось по специальности?

Семенов А.Л.: В последнее время в психологии людей произошел определенный сдвиг, но он идет очень по разному в зависимости от региона. Я довольно много езжу по стране и вижу, что в каких-то регионах по прежнему имеется дефицит педагогических кадров. Там готовы взять любого, например, есть регионы где больше сотни вакансий учителя математики, что особенно драматично в нынешней ситуации, когда математика стала национальным приоритетом. В других регионах, например, в Москве, формально открытых вакансий нет и в этом смысле проблема трудоустройства нашего выпускника стоит.

Тем не менее, я уверен, что именно лучшие выпускники не пропадут для школ, для них уже в этом году есть места работы, для десятков наших выпускников это гарантированно. Просто потому, что мы действительно даем выпускникам возможность проявить себя. Мы будем развивать это направление деятельности. Работа в школе будет серьезной работой, а не просто педагогической практикой. В это же время школа будет знакомиться с нашими студентами.
Относительно статистики, то Министерство образования РФ в первую очередь интересует информация о безработице выпускников. Этот показатель традиционно у нас очень маленький, буквально единицы наших выпускников в пределах полутора десятков человек. Это показатель того, что педагогическое образование сегодня - одно из наиболее «безотходных». В том смысле, что узкое профессиональное образование приводит к тому, что выпускник не знает как использовать свои знания. Они оказываются излишними. Знания, которые получают педагоги наиболее важные и полезные.

Общее количество приема по всем формам обучения в этом году было практически 4000 человек и примерно такой же объем выпускников. Странно было бы думать, что даже половина этих выпускников придет работать в школы.

Сегодня одной из проблем, которая есть в школе состоит в том, что повышение зарплаты приводит к тому, что многие учителя старшего поколения предпочитают продолжать работать в школе, а не сидеть с внуками. Просто потому, что это существенный доход для семьи. Мы бы не хотели, чтобы все эти учителя покинули школу, но кто-то из них может перейти на работу, например, тьютором, работать с отстающими школьниками. Учитель потеряет при этом в зарплате, зато сохранит связь с педагогическим коллективом и продолжит интересную работу с детьми, а главное этопозволит существенно повысить качество образования в своей школе.

edu.garant.ru: Каково ваше отношение к распределению выпускников?

Семенов А.Л.: В школу должны идти самые лучшие выпускники. Студентов, успешно показавших себя в учебе и одновременно в работе в школе, имеющих педагогический дар и склонность, мы обеспечим необходимым вниманием наших преподавателей и гарантированным трудоустройством на достойных условиях, с зарплатой существенно выше средней по региону.Можно это назвать «распределением». Практику наши студенты проходят в лучших московских школах, туда мы рекомендуем лучших выпускников для работы. Мы будем стараться помогать в подборе работы всем выпускникам, однако гарантировать трудоустройство, скажем в школу, не сможем и не считаем такое «распределение» правильным.

Я уверен, что в скором времени выпускники МПГУ будут вносить важнейший вклад в обеспечение потребности в хороших учителях не только в столице. Студенты, которые не придут в школу из вуза, могут получить в МПГУ лучшее доступное им образование для XXI века. Кто-то из них станет учителем в дальнейшем, кто-то – нет, но педагогика понадобится всем.

edu.garant.ru: Алексей Львович, спасибо Вам за подробные и исчерпывающие ответы! Разрешите от лица компании «Гарант» и портала edu.garant.ru  выразить Вам признательность за интервью и пожелать Вам успехов в достижении новых профессиональных вершин!