Активизация научной работы студентов и преподавателей Уральского филиала Российского государственного университета правосудия
Представители компании Гарант-Евразия встретились с заместителем директора по научной работе Уральского филиала Российского государственного университета правосудия, кандидатом юридических наук Денисом Александровичем Гарбатовичем
Добрый день, Денис Александрович! Какие задачи Вы ставите перед собой в первую очередь, как руководитель научного направления?
Д.А. Гарбатович: Увеличение научной активности студентов университета и профессорско-преподавательского состава. Повышение престижа Уральского филиала РГУП в научной среде.
Как Вы считаете, что получает студент, занимаясь наукой? Что это дает ему в будущем?
Д.А. Гарбатович: Юрист — это не просто лицо, знающее некоторые нормативно-правовые акты, умеющее при необходимости их быстро найти и должным образом применить. Гибкость мышления — одна из важных характеристик классного юриста. Благодаря указанному качеству юрист не просто подчиняется требованиям законов, а оценивает их целесообразность, логическую стройность, непротиворечивость. И, если, по мнению юриста, принятый закон представляет собой ошибку законодателя, юрист попытается его оспорить, довести дело до признания закона недействительным. Там где юрист говорит закону нет — начинается наука.
Лаконичность нормы права, которая характерна для романо-германской правовой системы, к которой относится и Российская Федерация, нередко приводит к тому, что норма права носит оценочный характер и на практике отсутствует единообразие в ее применении. В этом случае юристы пытаются представить как можно больше аргументов, доводов, чтобы закон был принят в их сторону, и одновременно решение признавалось законным. Поиск этих доводов как процесс, по сути, имеет сходство с научным исследованием, при котором ученый, добывая определенные знания, пытается должным образом доказать их истинность.
Оценивая количество и качество юристов на современном рынке труда, постоянную текучку кадров в правоохранительной системе, государственной службе, в коммерческих организациях, приходим к выводу, что в России, на самом деле, не много юристов, а много лиц, которые лишь имеют диплом юриста, но сами не являются специалистами в сфере юриспруденция.
Студент, занимаясь наукой в процессе обучения, глубже постигает отрасль права, легче понимает ее значение, сущность, правила применения, овладевает навыками поиска информации, анализом полученных данных, мышление становится логичным и ясным, постигает искусство публичной речи при выступлениях на конференциях, круглых столах — это те знания, умения, навыки, которые помогут ему по настоящему конкурировать при трудоустройстве в профессиональной деятельности.
Как Вы мотивируете студентов? Какие научные мероприятия проводите?
Д.А. Гарбатович: Многие студенты уже мотивированы тем, что активно занимаясь научной деятельностью, они лучше и эффективнее усваивают учебный материал, получают более глубокие знания об осваиваемой ими профессии юрист.
Разумеется, участие в научных мероприятиях, написание статей, не остается без внимания со стороны преподавателей, и это всегда учитывается как некий бонус при сдаче промежуточной аттестации.
С апреля по декабрь 2017 года в Уральском филиале состоялись такие научные мероприятия, как:
- круглый стол «Преступления против собственности» (27.04.2017), который был организован совместно с Челябинским областным судом и Челябинским отделением Ассоциацией юристов России. Гостями мероприятия были судьи Челябинского областного суда Чистякова Наталья Ивановна, Уфимцева Елена Николаевна, федеральный судья Центрального района г. Челябинска Галюкова Мария Игоревна.
- круглый стол «Актуальные вопросы реорганизации суда присяжных в Российской Федерации» (23.05.2017). Программа мероприятия состояла из сделанных судьями, преподавателями и студентами докладов по вопросам, связанным с проблемами рассмотрения уголовных дел судом присяжных в России и за рубежом. В частности, были обсуждены достоинства и недостатки континентальной и англо-саксонской модели суда присяжных, возможность коллегии присяжных вынести законный и справедливый вердикт, те изменения, которые коснуться деятельности районных судов в связи с введением данной формы отправления правосудия с июня 2018 года; проблемы формирования коллегии присяжных в настоящее время и готовность населения участвовать в отправлении правосудия. В качестве экспертов выступали судья Челябинского областного суда Лихачев Алексей Геннадьевич, судья в отставке директор Уральского филиала РГУП Домбровский Сергей Петрович, заведующий кафедры уголовно-процессуального права Барыгина Александра Анатольевна и доцент кафедры уголовно-процессуального права Борохова Наталья Евгеньевна.
- круглый стол, посвящённый теме «Ношение религиозной одежды» (29.09.2017)
- круглый стол «Проблемы реализации международных стандартов и решений Европейского суда по правам человека в России» (19.10.2017)
- два тура чемпионата филиала по интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» (30.10.2017; 27.11.2017)
- круглый стол на тему «Реализация уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ
и их аналогов: проблемы теории и правоприменительной практики» (17.11.2017). Участниками мероприятия были Галюкова Мария Игоревна, судья Центрального района г. Челябинска, доцент кафедры Уголовного права УФ РГУП, к.ю.н; Сергеев Константин Андреевич, судья Ленинского района г. Челябинска, профессор кафедры Уголовного права УФ РГУП, д.ю.н.; Сумский Дмитрий Валентинович, заместитель прокурора Советского района г. Челябинска, советник юстиции, к.ю.н., а также студенты факультета подготовки специалистов для судебной системы Уральского филиала РГУП и гости из Челябинского государственного университета.
8 декабря 2017 года в Уральском филиале Российского государственного университета правосудия прошла уже XV Всероссийская научно-практическая конференция студентов и молодых учёных «Право и суд в современном мире» (количество участников — 220 человек). Представитель компании Гарант-Евразия участвовал в работе жюри и в награждении отличившихся студентов.
Спасибо большое за приглашение! Мы всегда рады участвовать в совместном творческом процессе.
Как Вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы привлечь как можно больше студентов к занятию наукой?
Д.А. Гарбатович: Полагаю, чтобы вовлечь студентов в активную научную жизнь, учащимся необходимо объяснять, зачем это нужно, какие плюсы, преимущества они будут иметь, какие стимулы могут быть получены в результате участия в научной жизни.
Во-первых, нужно разъяснить студентам, что «заниматься наукой», научными исследованиями в сфере юриспруденции это, по сути, представляет собой процесс один из способов самообразования. В результате студент может обладать большим объемом знаний, чем он получил бы их в обычном режиме учебного процесса.
Во-вторых, современная многоуровневая система образования построена таким образом, что получение диплома уровня «бакалавр» уже недостаточно студентам для трудоустройства. В некоторые структуры правоохранительных органов, на определенную государственную гражданскую службу требуется диплом уровня «магистр», который способствует также повышению по карьерной лестнице, повышению в звании. Обучение на магистратуре — это процесс понимания тех знаний, которые были получены в результате научных исследований. Обучение на магистратуре завершается написанием и защитой магистерской диссертации — это научный труд. Разумеется, те студенты, которые уже занимались научной работой, гораздо успешнее завершают обучение на магистратуре.
В-третьих, нужно помнить, что участие в конференциях, круглых столах, написание статей, — все это обязательно будет учитываться в документе, под названием характеристика выпускника. «Характеристика» входит в первоначальный пакет документов, требуемых при трудоустройстве во многие государственные структуры. В итоге, характеристика выпускника может быть одним из критериев, существенно повышающих его конкурентоспособность.
- Почему Вы выбрали именно эту специальность и посвятили свою жизнь юриспруденции?
Д.А. Гарбатович: По складу ума являюсь гуманитарием. К тому же юриспруденция — это та специальность, которая не позволяет скучать и требует постоянного освоения новых знаний. Никогда не скажешь, что теперь знаешь все. Нужно постоянно совершенствоваться, развиваться.