О деятельности кафедры права, философии и социологии ЭЮФ Горно-Алтайского госуниверситета

Интервью с доцентом кафедры права, философии и социологии экономико-юридического факультета Горно-Алтайского государственного университета, к.ф.н., доцентом Халиком Парвизовичем Пашаевым.

Организатор: ООО «Гарант-Право», официальный представитель компании «Гарант» в Алтайском крае и Республике Алтай.

Ведущая: Шаклеина Елена Михайловна, ведущий специалист по внешним связям. 

Халик Парвизович, мы с Вами уже на протяжении многих лет продуктивно сотрудничаем, проводим ежегодно олимпиаду на знание системы ГАРАНТ, при поддержке ИЦ «Гарант» проходят научно-практические конференции, по итогам которых выпускаются сборники материалов студентов, аспирантов и молодых ученых, встречи со студентами и многие другие мероприятия.

Расскажите немного о деятельности кафедры и факультета, на котором вы работаете.

Пашаев Х.П.: Начну с предыстории, с того, что ранее на экономико-юридическом факультете функционировали 5 кафедр. Сегодня осталось лишь две кафедры. 1 сентября 2017 на основании решения Ученого совета ГАГУ объединились кафедры теории, истории государства и права и социологии, гражданского права и процесса, уголовного, административного права и процесса и философии и правоведения в одну кафедру – права, философии и социологии. Возглавляет кафедру к.и.н., доцент Вера Геннадьевна Крашенинина, руководитель, имеющий большой опыт педагогической и организационно-воспитательной работы.

Кафедра ведет подготовку бакалавров по направлениям подготовки 40.03.01 "Юриспруденция" и 39.03.01 "Социология", а также аспирантов по направлению 47.06.01 “Философия, этика, религиоведение” (профиль 09.00.01 «Социальная философия»). Учебные курсы кафедры читаются также по всем направлениям подготовки, реализуемым в ГАГУ.

Преподаватели кафедры активно сотрудничают с отделом непрерывного образования. Ими ведутся дисциплины по дополнительной образовательной программе "Правоведение" для студентов неюридических факультетов и читаются лекции для слушателей курсов повышения квалификации. Значительное количество преподавателей кафедры имеют практический опыт работы в правоохранительной деятельности.

Кафедра права, философии и социологии активно сотрудничает с работодателями (органами государственной власти Республики Алтай; правоохранительными органами; органами судебной власти Республики Алтай и др.), а также с Алтайским государственным университетом; Барнаульским юридическим институтом МВД России; Юридическим институтом Томского государственного университета; Казанским (Приволжским) федеральным университетом; Новосибирским государственным университетом; Омским государственным университетом им. Ф.М. Достоевского; Кемеровским институтом (филиалом) Российского государственного торгово-экономического университета; Восточно-Казахстанским государственным университетом Республики Казахстан; Казахстанско-Американским свободным университетом и др.
Руководит экономико-юридическим факультетом опытный руководитель и педагог, к.э.н., доцент Юлия Геннадьевна Газукина.

ЭЮФ – это динамичный и уверенно смотрящий в будущее факультет Горно-Алтайского государственного университета, образованный путем слияния экономического и юридического факультетов 1 июля 2014 г. Экономический факультет был создан в 1993 году. В 1998 году, с открытием специальности «Юриспруденция», экономический факультет был преобразован в экономико-правовой. С 2003 по 2014 гг. экономический и юридический факультеты развивались самостоятельно.

Расскажите об особенностях выбора специализации юристов – выпускников ЭЮФ.

Пашаев Х.П.:  В современном обществе будущее многих молодых людей определяется правильным выбором профиля подготовки, от этого зависит и будущий рост, и развитие карьеры выпускника вуза. В настоящее время активно развиваются востребованные профессии, но я бы хотел остановиться и сделать акцент на профессии юриста, так как в ней появилось множество направлений и специализаций, которые отвечают современным потребностям российского общества, на которые тесное влияние оказывают новые формы экономических отношений, возникшие за последние годы в современном обществе. Отметим, что в формировании успешных юристов особое место занимает учебное заведение, в стенах которого вчерашние выпускники школ – нынешние студенты на протяжении 4 лет изучают правовые науки. В этой связи с особой остротой встает проблема обоснования и разработки теоретико-методологических и методических основ профессиональной подготовки наших выпускников в рамках формирования культуры делового общения, действительно необходимой для успешного решения актуальных проблем стабильного развития общества, соблюдения законности и недопустимости нарушения правопорядка, внедрения правовых реформ и формирования правового сотрудничества на международном уровне.

Профессиональная деятельность юриста в значительной степени проходит в условиях постоянного общения, которое нередко составляет основное содержание их деятельности, становится особым видом труда - профессиональной коммуникацией, что предполагает выработку единой стратегии профессионального взаимодействия. Поэтому основной задачей образовательного процесса становится не только формирование профессиональных знаний, умений и навыков, но и формирование ориентации будущих выпускников в юридической сфере на постоянное повышение своей профессиональной компетенции, развитие умения общаться, используя слово как коммуникационное средство для решения профессиональных задач в условиях работы по специальности. Поэтому и становится актуальным вопрос подготовки будущих юристов к профессиональному общению на разном уровне. 

Халик Парвизович, Вы на протяжении 7 лет, до объединения кафедр, работали заведующим кафедрой уголовного, административного права и процесса. Расскажите о трудоустройстве студентов по уголовно-правовой направленности, всегда ли выпускники трудоустраиваются непосредственно по уголовной специализации?

Пашаев Х.П.:  Выпускники экономико-юридического факультета Горно-Алтайского государственного университета уголовно-правового профиля благодаря качеству образовательного процесса стали все чаще достигать высот и в неюридической деятельности. Например, некоторые выпускники становятся управленцами среднего и высшего звена, поскольку они могут с легкостью разбираться в вопросах регулирования той или деятельности. На современном рынке труда юрист для современных работодателей является своего рода гарантией законного ведения деятельности. Кроме того, наши выпускники-юристы успешны и на государственной службе Республики Алтай (УФССП, УФСИН, Минюст, СУ СК РФ по РА, МВД и т.д.), так как лучше, чем остальные, понимают, в чем заключаются государственные цели и интересы конкретной работы.

Диплом юриста для всех выпускников содержит одну специальность - правоведение, поэтому выпускники кафедры права, философии и социологии – например, уголовно-правового профиля – вполне могут работать в сфере бизнеса, а выпускники, гражданско-правового профиля – в прокуратуре или следствии.

Какие основные качества прививаются будущим юристам и как учитываются особенности деятельности на практике?

Пашаев Х.П.:  Подчеркнем, что при подготовке бакалавров юриспруденции в нашем вузе осуществляется не только передача преподавателями факультета знаний, но и формирование личности гражданина, поэтому процесс обучения тесно связан с воспитанием этой личности, формированием у нее активной гражданской позиции, энциклопедических знаний, особой логики мышления, высокого уровня интеллектуальной и профессиональной культуры, многих практических навыков, способности ориентироваться в смежных и лингвоинтенсивних областях знаний - экономике, политике, философии, социологии и т.д. Для наших студентов владение современными информационными технологиями - неотъемлемая часть особой информационной культуры его личности и нового мышления. Кроме этого, в формировании компетенций успешного юриста особое внимание уделяется навыкам и ориентирам студентов в справочной правовой системе ГАРАНТ, где студенты приобретают навыки работы с правовой системой, знакомятся с нормативно-правовыми актами, учебными пособиями, комментариями, которые помогают им глубже изучить все тонкости российского законодательства. Существенная роль в подготовке выпускников к будущей практической деятельности принадлежит непосредственно учебному заведению, организации и финансированию имеющихся проектов, столь необходимых для учебного процесса, и финансовой поддержке преподавателей. В нашем университете есть все необходимое, чтобы обеспечить студентам самое современное образование, соответствующее и федеральным государственным образовательным стандартам, и требованиям работодателей: высокопрофессиональные преподаватели, развитая материально-техническая база и, что тоже очень важно, эффективная организация учебного процесса.

По данным Рособрнадзора, в РФ функционирует более 1400 вузов, филиальная же сеть насчитывает 2164 образовательных учреждений. Горно-Алтайский государственный университет занимает 344-ое место в рейтинге среди вузов России и, по нашему мнению, с учетом региона, это отличный результат.

Что, по вашему мнению, привлекает студентов в уголовно-правовом профиле подготовки?

Пашаев Х.П.:Для многих наших студентов уголовно-правовая направленность подготовки представляет особый интерес. Студенты выбирают уголовно-правовой профиль либо когда им интересны дисциплины уголовно-правовой направленности, либо они хотят работать с конкретным преподавателем (например, нравится, как он ведет занятия, читает лекции, проводит семинарские, практические занятия и т.д.), либо имеют возможность или желание трудоустроиться в правоохранительные органы. Работа в правоохранительных органах – высокооплачиваемая и предоставляет определенные льготы. Сегодня в знании уголовного права и процесса нуждаются и юридические службы разных профилей, а некоторых студентов привлекает деятельность судов и государственных правоохранительных структур.

Халик Парвизович, благодарю за интервью. Желаю успехов в важном и благородном деле подготовке высококвалифицированных кадров по направлению «Юриспруденция».