24 августа 2012

Скоро в школу, или пожарная безопасность в образовательных учреждениях в новом учебном году

Близится 1 сентября, когда наши дети после летних каникул снова начнут проводить значительную часть времени в школах. В преддверии нового учебного года МЧС России традиционно проводит проверки общеобразовательных учреждений на предмет выполнения норм и правил пожарной безопасности.


О ходе и результатах проверок, о противопожарном состоянии образовательных учреждений - в интервью заместителя директора Департамента надзорной деятельности МЧС России Анатолия Гилетича.

 

Ведущий: Как проходит подготовка школ к новому учебному году с точки зрения пожарной безопасности?

А. Гилетич: В августе начинается интенсивная подготовка наших образовательных учреждений к новому учебному году. Данная подготовка традиционна, она проводится каждый год, и нам действительно важно обеспечить безопасность наших детей. Комплекс организационных мероприятий, проводимых МЧС России, а также правоприменительная деятельность надзорных органов, направленная на подготовку образовательных учреждений к началу учебного года, являются важнейшим инструментом по приведению данных объектов в надлежащее противопожарное состояние. На сегодняшний день на учете у нас свыше 100 тысяч образовательных учреждений. Из них более 46,5 тысяч школ. В это число входят 3 тысячи образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием детей.
За последние 7 лет количество пожаров на указанных объектах снизилось почти на 45%, а гибель людей - более чем на 70%. Гибели детей за этот период не допущено. Однако, несмотря на позитивную динамику, ежегодно проводится очень серьезная работа по поддержанию надлежащего уровня противопожарной защиты объектов образования.
В результате плановой работы надзорных органов МЧС России в ходе проверок образовательных учреждений выявлено свыше 135 тысяч нарушений требований пожарной безопасности. К административной ответственности привлечено более 19 тысяч должностных лиц и около 6 тысяч юридических. О неудовлетворительном противопожарном состоянии этих объектов проинформированы органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы прокуратуры. За неисполнение в срок законных предписаний пожарного надзора более 5 тысяч дел об административных правонарушениях переданы в суды. По решению суда приостановлена эксплуатация 222 объектов образования, находящихся в пожароугрожаемом состоянии. Благодаря таким мерам устранено свыше 110 тысяч нарушений требований пожарной безопасности.

Ведущий: Какие нарушения требований пожарной безопасности встречаются чаще всего?

А. Гилетич: К сожалению, эти нарушения традиционные. Например, неисправность систем автоматической пожарной сигнализации выявлена в 1150 образовательных учреждениях. Среди них порядка 350 школ. К наиболее часто встречающимся нарушениям можно также отнести: неисправность систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, недостаточное обеспечение первичными средствами пожаротушения (порядка 500 необорудованных объектов на начало августа), серьезные нарушения требований к путям эвакуации. К сожалению, не везде еще проведен достаточный инструктаж по действиям персонала во время пожара.

Ведущий: Как часто в учебных заведениях происходят пожары?

А. Гилетич: К счастью, нечасто. За первое полугодие 2012 года произошло 376 пожаров среди свыше 100 тысяч учебных заведений. В этих пожарах, к сожалению, погибли 9 человек. Это, как правило, обслуживающий персонал, который напрямую не имеет отношения к учебному процессу. Детской гибели, как я уже отметил, не допущено.

Ведущий: Каковы основные причины возникновения пожаров в школе?

А. Гилетич: Основная причина – это детская шалость с огнём. В последние 8-10 лет проводилась целенаправленная профилактическая работа, которая и сейчас ведется достаточно интенсивно. В результате, в сравнении с прошлым годом, за первое полугодие 2012-го количество пожаров из-за детской шалости с огнём снизилось практически на 11%. Это цифры за полгода. А в общем числе пожаров, которых порядка 180 тысяч, процент пожаров из-за детской шалости с огнём составляет менее 2%. А раньше эта цифра доходила до 8-10%. То есть результат нашей работы и информирования населения через СМИ очевиден.

Ведущий: То есть учителя и сотрудники школ обязаны знать правила пожарной безопасности?

А. Гилетич: В обязательном порядке должны знать, что делать в случае поступления сигнала о пожаре или задымлении. Это - залог того, что в случае пожара никто не погибнет.
Но, к сожалению, знают требования пожарной безопасности далеко не все. И когда возникают экстренные ситуации, персонал не всегда реагирует должным образом. Однако, в последнее время на объектах с массовым пребыванием людей ситуация меняется. При возникновении аварийных ситуаций, персонал уже, как правило, знает, как действовать. Поэтому обучение сотрудников имеет очень большое значение.

Ведущий: Какое наказание грозит за нарушение правил пожарной безопасности?

А. Гилетич: В последние годы в законодательство внесены серьезные изменения по штрафам за нарушение требований пожарной безопасности. Установлена четкая градация, за какие нарушения - какой штраф. И теперь каждый знает, что если имеются нарушения по таким системам, как сигнализация, оповещение, нарушение путей эвакуации, то будет наложен тот или иной штраф. Если для должностных лиц сумма штрафа составляет порядка 15-20 тысяч, а в некоторых случаях и до 40 тысяч рублей, то для юридических лиц - 200 тысяч.

Ведущий: При возникновении пожароопасной ситуации в школе, кто должен отвечать за происшествие?

А. Гилетич: В соответствии с законодательством Российской Федерации всю ответственность не только в школах, но и в других учреждениях несет, прежде всего, должностное лицо, возглавляющее учреждение (в школе это – директор). А также второе лицо – сотрудник, который по приказу директора отвечает за пожарную безопасность на данном объекте. И, естественно, в зоне ответственности - сами преподаватели или сотрудники, которые отвечают за тот или иной класс, аудиторию, лабораторию.

Ведущий: Работники образовательных учреждений умеют применять первичные средства пожаротушения во время реальных пожаров?

А. Гилетич: Да, огнетушитель, кошму - плотный материал, которым в случае небольшого загорания можно заглушить огонь, просто накрыв источник возгорания. Эти средства предусматриваются в тех же кабинетах химии. Но применение первичных средств пожаротушения эффективно только на начальной стадии пожара. Любое возгорание на 1-2 квадратных метрах первичными средствами потушить может любой, кто умеет с ними обращаться.

Ведущий: Предъявляются ли какие-то особые требования к учебным заведениям типа политехнических училищ, учебных мастерских, где есть станки или другое специальные оборудование?

А. Гилетич: В учебных учреждениях, в специализированных школах, где есть мастерские, например, по обработке дерева, для обеспечения безопасности важно знать, сколько там может быть учащихся, и какая пожарная опасность существует. В соответствии с этим должен проводиться соответствующий инструктаж преподавателей. Также обязательно соблюдение требования по ограничению количества учащихся, которые одновременно находятся в данных местах. Отмечу, что за последнее время не допущено происшествий в мастерских, так как требования разумны, все их понимают и выполняют.

Ведущий: Насколько важно знать план эвакуации, который висит в коридорах школ на каждом этаже? Почему он такой маленький и непонятный?

А. Гилетич: Важно. Как правило, план эвакуации является схематичным и достаточно простым по своему содержанию. Указаны точка твоего местонахождения и 2-3 стрелки - в каком направлении нужно двигаться в случае пожара. Сориентироваться в плане довольно легко, достаточно уделить этому минуту, и всё станет ясно и понятно. Во многих случаях именно наличие этого плана позволило правильно осуществить эвакуацию. Наличие плана особенно важно там, где объекты сложные, большие, где имеется множество коридоров. 

Материал предоставлен
Пресс-службой МЧС РФ

Источник: ИА "ГАРАНТ"