18 ноября 2014

Солоненко А.А.: «Работодатели отмечают высокий уровень наших выпускников и с удовольствием берут их на работу»

14 ноября 2014 года состоялось интернет-интервью с директором Института экономики Астраханского государственного технического университета Анной Александровной Солоненко на тему «Институт экономики АГТУ, вчера, сегодня, завтра», посвященное 15-летию Института экономики Астраханского государственного технического университета. Интернет-интервью организовано Центром информационно-правового обслуживания 5.25.

Ведущая интернет-интервью - Н. Илюхина, директор Центра информационно-правового обслуживания 5.25.

 

 

 

Ведущая: Анна Александровна, поздравляем Ваш институт с юбилеем и благодарим за многолетнее плодотворное сотрудничество! И в связи с этим первый вопрос: Современный экономист не мыслим без качественных программных продуктов, делающих его деятельность эффективней. Расскажите, пожалуйста, о вашем сотрудничестве с компанией ГАРАНТ и его перспективах.

Солоненко А. А.: Уже много лет мы сотрудничаем с ГАРАНТом в рамках Программы поддержки учебных заведений и библиотек. Благодаря этой программе у нас есть возможность обеспечить доступ всех студентов и преподавателей к системе ГАРАНТ. Ежегодно проводятся обучающие мероприятия: семинары, олимпиады, студенты обеспечиваются специальным выпуском «ГАРАНТ-Студент». Программа включает в себя и такое направление, как «Поддержка региональных школ и преподавателей» в рамках этого направления преподаватели обеспечиваются индивидуальным комплектом системы ГАРАНТ, а в ближайшее время планируется подключение научных работ преподавателей нашего института в информационный блок «Библиотека научных публикаций».

Ведущая: Ваш институт отмечает пятнадцатилетие. Мы Вас поздравляем от души, но не можем не задать вопрос. Мы знаем среди своих знакомых множество состоявшихся людей, которые заявляют, что они выпускники АГТУ, учились на экономических специальностях, но это явно было более чем 15 лет назад?

Солоненко А. А.: 14 ноября 1999 год – это дата приобретения нами статуса Института. Экономический факультет в составе Астраханского технического института рыбной промышленности и хозяйства был выделен в 1931 году, а вот статус Института мы приобрели лишь через 68 лет. Как говорят, «возраст меряется перспективами». Мы молоды, и чувствуем себя скорее на 15 лет, чем на 83 года!

Ведущая: Скажите, пожалуйста, в чем Вы видите отличия студента настоящего и студента пятнадцатилетней или шестидесяти восьмилетней «давности»? Меняется ли студент, и если да, то в какую сторону?

Солоненко А. А.: Ретро-анализ на протяжении несколько десятков лет мне провести сложно, могу только опираться на опыт и рассказы наших дорогих корифеев, но могу сказать, что за годы развития рыночных отношений в нашей экономике мы пережили уже несколько волн рыночных потребностей в различных экономических специальностях. Соответственно студент меняется, меняется по уровню подготовки, по уровню поведения, по уровню самосознания. Возможности современного студента намного шире. Сегодня у нас сотни ребят, которые имеют к моменту окончания учебы публикации в ведущих журналах, есть ребята – победители международных олимпиад и конкурсов, есть студенты, которые успешно участвуют во множестве научных мероприятий, ездят по программам мобильности в другие страны. Да и многоуровневая система образования позволяет им после бакалавриата продолжать свое обучение в магистратуре в ведущих вузах России и за рубежом.

Ведущая: Часто можно услышать комментарии, что молодежь не идет в науку, а уровень подготовки в вузах заметно снижается. Что Вы думаете по этому поводу?

Солоненко А. А.: Думается, что это все-таки два вопроса. Во-первых, средний возраст научно-педагогического состава Института экономики – 39 лет. Сказать, что молодежь не хочет идти преподавать неправда, другое дело, что остепенённость, то есть доля преподавателей, имеющих степень кандидата или доктора наук – более 70 процентов. Сокращение в сфере образования в России по объективным причинам (снижение аудиторной нагрузки, смета стандартов образования и прочее) будет продолжаться. В связи с этим сложнее сейчас получить ставку преподавателя непосредственно со студенческой скамьи. Во-вторых, по статистике о своем намерении получать высшее образование заявляют около 80% учеников старших классов общеобразовательных школ. Россия занимает первое место в мире по доле трудоспособного населения с высшим образованием. Правильно ли это? В этом вопросе так же работают рыночные механизмы - спрос и предложение. Люди стремятся получить высшее образование, потому что, к сожалению, пока оно остается единственным социальным лифтом. Существует понятие образовательной премии. Это разница между доходами человека с определенным уровнем образования и доходами человека без образования. В России образовательная премия за высшее образование составляет порядка 60%. Как только в России будут высокооплачиваемые перспективные рабочие места, то проблема решится сама собой. А пока спрос на высшее экономическое образование высок, поэтому мы имеем разных абитуриентов, с разными результатами ЕГЭ. Но я могу с уверенностью обосновано констатировать, что работодатели отмечают высокий уровень наших выпускников и с удовольствием берут их на работу.

Ведущая: В вузах в последнее время с каждым годом прогрессирует сокращение бюджетных мест по экономическим специальностям. В связи с этим многие вынуждены поступать на платное отделение. Расскажите, пожалуйста, о причинах сокращения бюджетных мест и ценовой политике платного образования.

Солоненко А. А.: Число бюджетных мест, в том числе по экономике в стране действительно сокращается, а по инженерным и естественнонаучным специальностям – увеличивается. Спрос на выпускников Института экономики АГТУ в разы превышает предложения бюджетных мест. Например, в наступившем году нам были выделены бюджетные места на специальность «Экономическая безопасность» и профиль «Торговое дело», а ни на направление экономика, ни на направление менеджмент бюджетных мест не было дано вовсе, при этом мы набрали на первый курс в 1,5 раза больше студентов, чем в прошлом году. Чем это вызвано? В том числе и тем, что трудоустройство наших выпускников ни у кого не вызывает сомнения. Хороших экономистов, соответствующих современным мировым стандартам на рынке труда не хватает. Качественное экономическое образование нацеленному на карьерный успех в жизни человеку необходимо. Ни один работодатель не откажется взять грамотного экономиста на свое предприятие. Что касается платного образования, плату вуз устанавливает исходя из нормативов, и контрактная форма не может быть дешевле, чем бюджетная. Если Вы проанализируете стоимость образовательных услуг в вузах России, сравните цены в ведущих вузах Астрахани, то придете к выводу, что мы более чем конкурентоспособны.

Ведущая: Ваш институт – структурное подразделение Астраханского государственного технического университета. Подчеркиваю – технического. В обществе сформировалось мнение, что гораздо легче достичь успеха молодому человеку, получив профессию менеджера, экономиста, управленца. Да и учиться легче. Поэтому на инженерные специальности сейчас поступить проще. Каков будет Ваш совет будущим абитуриентам, что выбрать: физику или лирику?

Солоненко А. А.: Как мама сына-подростка, в скором времени абитуриента, я также задаюсь этим вопросом. Действительно, на бюджет поступить легче на технические специальности, но хотелось бы, чтобы наши дети работали потом по призванию, занимались тем, что будет приносить им и материальное, и моральное удовлетворение. Я за профессиональное тестирование подростков специалистами-психологами. Если же у ребенка нет призвания, а главное стремления, стать врачом, инженером, космонавтом, а бюджетных мест на то направление, куда он хочет поступить, практически нет, то примените к себе маркетинговый ход. Вы его часто можете видеть в рекламных акциях банков, супермаркетах. Поделите годовую стоимость обучения на количество дней, получится 164 рубля 38 копеек в день (60 тысяч разделить на 365 дней). Заметьте, эта сумма будет фиксированная все четыре года обучения. Но вы будете гарантированы в трудоустройстве и счастливом будущем. Я хотела сказать: берегите здоровье и поддерживайте Ваших детей в их начинаниях!

Ведущая: Анна Александровна, Каким Вы видите через пятнадцать лет Институт экономики АГТУ и себя в профессии?

Солоненко А. А.: Во-первых, я пойду на пенсию. Если срок пенсии не отодвинут, или не отменят. Сложно сказать. Моя мама мне рассказывала, что когда она была маленькая, то телевизор был только в одной семье в подъезде. Все ходили смотреть к ним Новогодний огонек, спектакли. Прошло немного времени, моя мама активный пользователь Интернета, общается со всеми виртуально. Я к тому, что мир развивается такими темпами, что планировать что-либо на такой срок – сложно. Если смотреть в прогрессии развития нашего института за последние 15 лет, то рывок мы до 2029 года должны сделать значительный! Пахать нам, не перепахать! Я могу только сказать о некоторых наших краткосрочных планах. Мы будем продолжать все внимание уделять техническому оснащению института экономики, организовывать новые методы в обучении, используя современные достижения, участвовать в сетевой форме реализации образовательных программ, увеличивать программы мобильности преподавателей и студентов, сотрудничать с зарубежными вузами по программам двойных дипломов.