3 апреля 2015

Вениамин Яковлев: "Право – это искусство, и ему надо служить"

Алина Михайлова

Вениамин ЯковлевЭтот легендарный юрист поработал практически во всех правовых сферах, был министром СССР и председателем ВАС РФ, а в интервью порталу ГАРАНТ.РУ рассказал, что мечтал всю жизнь преподавать и заниматься наукой в родном вузе. Историей своего профессионального пути поделился советник Президента РФ, член-корреспондент РАН, заслуженный юрист РСФСР, д. ю. н. Вениамин Яковлев

 

"Есть люди, которые обладают властью помогать другим", или Самая лучшая профессия

Вениамин Федорович, Вы с детства мечтали заниматься правом или решение поступать на юридический было принято спонтанно?

Ни то, и ни другое. Впервые я столкнулся с профессией юриста будучи совсем ребенком. Перед Великой Отечественной войной моя семья переехала из Сибири в Киргизию. Поскольку мы были приезжими, без собственного хозяйства, возникали непростые ситуации. Так, однажды нам пришлось обратиться к прокурору, который оказался очень чутким человеком и решил нашу проблему. Тогда я впервые понял, что есть люди, которые обладают властью помогать другим.

А затем наступила Великая Отечественная война. Конечно, Война обострила все чувства, но особенно – потребность общества в справедливости. Все это повлияло на мой выбор профессии.

Поэтому в восьмом классе я уже знал, что хочу стать юристом. В это время я учился в городе Ишиме Тюменской области. У нас был прекрасный дружный класс, все ученики которого в дальнейшем поступили в вузы, при этом большинство уехали учиться в Свердловск [в настоящее время – Екатеринбург. – Ред.]. И я сделал так же, поскольку именно в этом городе находится один из лучших юридических вузов страны – Свердловский юридический институт [сегодня – Уральский государственный юридический университет. - Ред.]. Кстати, я единственный из класса пошел учиться на юриста – в то время эта профессия была весьма экзотической.

Однако уже в первый день обучения в Свердловском юридическом институте я почувствовал: я выбрал самую лучшую профессию в мире, самый престижный вуз, и я всю жизнь буду заниматься любимым делом – защищать людей. Этот настрой сохранился у меня и до сих пор.

Правда ли, что Вам не удалось поступить в аспирантуру сразу после окончания Свердловского юридического института в 1953 году исключительно по политическим причинам?

Скорее по биографическим. Я учился на отлично и, как и все студенты в те годы, мечтал поступить в аспирантуру – тогда для молодежи научная деятельность была самой притягательной. И вот пришла пора госэкзаменов, и к нам в вуз приехал профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, выдающийся ученый Август Алексеевич Мишин. Слушая мой ответ на экзаменационный билет, он спросил у ректора Свердловского юридического института Дмитрия Николаевича Исупова: "Ну, этого молодого человека Вы, конечно, берете в аспирантуру?", – на что тот отвел глаза. Тогда я понял, что в аспирантуру меня не возьмут. А позже понял и причину этого.

Забегая вперед, скажу, что через 20 лет, в 1973 году, я стал проректором Свердловского юридического института. Занимаясь вопросами стимулирования успеваемости студентов, я вспомнил, что у меня как у отличника был красный студенческий билет. Такой билет давал возможность получать учебники в библиотеке без очереди, что в те годы было ценно. И я решил предложить снова ввести в обращение такие билеты, для чего запросил из архива свое личное дело. Вот тогда я обнаружил, что в 1953 году, когда я учился на последнем курсе, руководство института наводило справки о моих предках. Согласно ответу из города Петухово Курганской области, где я родился, оба мои деда были кулаками, что, конечно, не соответствовало действительности. Однако эта запись была подчеркнута красным карандашом. Как я понял, именно она и явилась причиной отказа в моем поступлении в аспирантуру.


Читать далее на ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/action/interview/616400/
 

Источник: ИА "ГАРАНТ"