Дополнительное образование в наше время востребовано как никогда и это естественный процесс, связанный с потребностями рынка труда. По данным статистики в России ежегодно около 1,5 млн. человек проходят обучение по программам дополнительного профессионального образования.
Этот вид образования дает возможность достаточно оперативно удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные образовательные потребности населения. Несомненный плюс системы дополнительного образования заключается также в том, что она быстро и адекватно реагирует на изменения рынка труда, одновременно решая задачи, связанные с его исследованием и прогнозированием. Однако развитие системы дополнительного образования в новых условиях диктуется не только законами рынка, но и законами
Об актуальных проблемах и перспективах развития системы дополнительного образования, о возможностях получения дополнительного профессионального образования и значении непрерывного образования в жизни человека мы побеседовали с Инной Валерьевной Андреяновой, кандидатом юридических наук, директором Института непрерывного образования, доцентом кафедры государственного и муниципального управления факультета менеджмента Псковского государственного университета
Ведущий: Инна Валерьевна, здравствуйте. Давайте начнем с грустного — с кризиса, затронувшего все сферы нашей жизни. На данный момент российская экономика переживает не самые лучшие времена. Сегодняшний кризис и тяжелая ситуация на рынке труда
Соответственно необходимо разрабатывать и реализовывать программы с доступной стоимостью обучения, а также вырабатывать новые способы стимулирования предприятий на расходы на повышение квалификации сотрудников.
С другой стороны, в условиях кризиса предприятия не только должны стремиться выжить, но и могут использовать сложившуюся ситуацию для расширения своего бизнеса, удержания и завоевания новых высот. Здесь руководителям предприятий помогут программы, семинары, тренинги, направленные на развитие способности составления антикризисных креативных программ развития предприятий. Так, например, летом мы получили заказ на программу повышения квалификации «Антикризисное управление организацией» для сотрудников некоммерческих организаций.
В результате кризиса граждане будут вынуждены чаще перерабатывать или сочетать несколько работ, чтобы сохранить свой материальный достаток. Соответственно актуальным становится овладение второй, третьей специальностью. Здесь мы можем предложить программы профессиональной переподготовки.
Неизбежным следствием экономического кризиса является дисбаланс спроса на рынке труда и предложений на рынке образовательных услуг. Растет безработица и в то же время работодатели испытывают трудности с подбором кадров нужной квалификации. Соответственно необходима дифференциация целей и содержания программ ДПО. Рынок труда перенасыщен одними специалистами и испытывает острую нехватку других. Так, он перенасыщен юристами и экономистами и испытывает острую нехватку квалифицированных рабочих. В определенной степени такой дисбаланс вызван потребностями граждан России. В последнее время все больше россиян хотят получить и получают высшее образование. Однако количество вакантных мест для специалистов с высшим образованием ограничено.
Ведущий: И что же делать людям, которые уже имеют высшее образование и не могут устроиться на работу или только получают и имеют туманные перспективы трудоустройства?
Используя средства ДПО, можно так организовать обучение в вузах, чтобы студент за период обучения (за счет государственного финансирования или за небольшую дополнительную плату) овладевал не только избранным направлением высшего образования, но и
В 2015 году студенты, обучающиеся по направлению подготовки
Ведущий: Насколько на фоне этой ситуации диплом об обучении в Институте непрерывного образования востребован работодателями?
Ведущий: Какие из направлений дополнительного профобразования пользуются наибольшей популярностью среди населения
В рейтинге самых востребуемых программ,
Ведущий: Можно ли сказать, что данные направления популярны и у жителей других регионов России?
Кроме того, как я уже говорила раньше, сегодня очень высокая конкуренция на рынке труда. На одно рабочее место претендуют несколько специалистов. Работодатель имеет возможность выбора. В свете этого, становятся востребованными программы ДПО, обучающие технологиям поиска работы, трудоустройства, прохождения собеседования.
Ведущий: Работники отправляются на переподготовку по указке «сверху», например, своего работодателя или увеличиваются их личные потребности в получении допобразования вплоть до профессиональной переориентации?
Сейчас большинство российских предприятий основаны на частном капитале и полностью зависят от количества и финансовых возможностей потребителей. Повышение квалификации сотрудников на таких предприятиях финансируется только за счет средств предприятия, они же определяют и регламент повышения квалификации, и учреждения, которые его осуществляют.
Сегодня предприятия готовы платить только за качественное дополнительное профессиональное образование. В докладе «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» отмечается: «Интересы национального капитала (работодателей) получить квалифицированных специалистов с высшим образованием и работников широкого профиля, готовых быстро адаптироваться к новым условиям труда, менять технологии, умеющих быстро обучаться. При этом бизнес готов тратить значительные средства на переподготовку сотрудников в рамках конкретных квалификаций, но совершенно не готов финансировать
При этом работники и сами готовы платить за дополнительные компетенции и навыки, но чаще всего, если уверены в успешном трудоустройстве. От нечего делать сейчас никто не учится!
Ведущий: Какие формы получения дополнительного образования может предложить Институт непрерывного образования ПсковГУ таким людям?
Примером может послужить программа повышения квалификации «Организация эффективного управления предприятием», которая была специально разработана для конкретного предприятия, согласованы с ним все учебные модули программы, преподавательский состав, время занятий. Обучение проходило как в аудиториях нашего Университета, так и непосредственно на данном предприятии в очной форме. При этом в программе может быть предусмотрена и самостоятельная работа слушателей.
Ведущий: Учебный процесс осуществляется с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы, есть ли возможность заниматься по индивидуальным формам обучения, либо с элементами дистанционного обучения?
Ведущий: Можно ли обучаться по выходным?
Ведущий: Вы затронули тему дистанционного обучения. Как Вы считаете, насколько вообще эффективно и востребовано ДПО в формате дистанционного обучения?
Эффективность дистанционного обучения зависит от возможностей образовательной организации, какими ресурсами она располагает (электронные лаборатории, программное обеспечение
Если преподаватели привыкли делать свое дело качественно, с душой, то используемые при обучении технологии — это только инструмент в руках умельца.
Ведущий: Инна Валерьевна, расскажите, пожалуйста, историю создания Института непрерывного образования на базе Псковского государственного университета.
За прошедшее время в Институте увеличилось не только количество программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки, подготовки к поступлению в вуз, но и появились новые направления деятельности, такие как профильные университетские классы, подготовительное отделение для старшеклассников по подготовке к сдаче ЕГЭ (в том числе и молодых мам до 23 лет) и иностранных слушателей. Из отделения «Нордистика» ПГПУ им.
Ведущий: На каких принципах строится деятельность Института непрерывного образования?
Второй принцип — преемственность: те знания, которые человек получил на любой из ступеней своего образования, должны быть важны (или
Ведущий: На какие наиболее интересные и перспективные цели и задачи сделаны акценты в институте?
Ведущий: В Институте есть ряд интересных проектов, например: университетские классы, школа словесности, школа мигрантов. Расскажите, пожалуйста, в чем они заключаются и насколько активно развиваются.
Считают, что счастлив тот, кто утром идет с удовольствием на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Вот почему так важно правильно выбрать профессию. Как ее найти? Как не ошибиться? Как помочь сегодняшнему старшекласснику найти правильную дорогу в жизни?
Об этом задумались в ПсковГУ и нашли ответы на эти вопросы.
Чтобы помочь выпускникам псковских школ определиться с выбором будущей профессии, дать возможность получить бесплатные дополнительные услуги по профильным предметам, в том числе и при подготовке к ЕГЭ, и таким образом привлечь их внимание к ведущему вузу Псковской области, чтобы лучшие выпускники школ города оставались учиться и работать на Псковщине, в 2013 году стартовал проект «Университетские профильные классы».
«Университетские классы» — это уникальный проект ПсковГУ, задача которого сохранить кадровый потенциал Псковской области, помочь псковским выпускникам определиться с выбранной профессией, повысить интерес к учебе, расширить кругозор.
Образовательный процесс в университетских классах осуществляется в соответствии с учебными программами, разработанными ПсковГУ и согласованными с администрацией общеобразовательных учреждений. Курс обучения рассчитан на учащихся 10–11 классов.
В учебном плане университетских профильных классов четко выделяются три составные части:
В этом году состоялся первый выпуск в «Университетских профильных классах». Многие из выпускников выбрали для дальнейшего обучения родной ПсковГУ. Сегодня по программе «Университетские профильные классы» обучается 261слушатель.
На базе института непрерывного образования ПсковГУ создана «Школа мигрантов», основной сферой деятельности которой является проведение комплексного государственного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ, а также подготовка иностранных граждан и лиц без гражданства по указанным дисциплинам. С 1 января 2015 г. в университете можно пройти комплексный экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ.
Ведущий: В университетских классах Вы готовите школьников к сдаче ЕГЭ. Многие школьники начинают задумываться о ЕГЭ только в одиннадцатом классе. Означает ли это, что и работаете Вы только с ними?
В отличие от одногодичной формы, где наша главная задача все успеть и обеспечить вам высокую вероятность прорыва оборонительных рубежей приемной комиссии, на двухгодичных курсах подготовки мы решаем более амбициозные задачи — создаем прочный фундамент знаний по выбранным предметам. Это окажется необходимым не только для того, чтобы попасть в число студентов вуза, но и для того, чтобы удержаться в их числе. Школьник не только сможет успешно сдать ЕГЭ и поступить на наиболее престижные факультеты, но и действительно начнет разбираться в выбранных дисциплинах. Мы предлагаем ребятам углубленный курс по математике, физике, русскому языку, обществознанию, истории, биологии и химии.
Двухгодичная «Школа успешного абитуриента» — это оптимальный вариант для тех, кому нужны высшие баллы на ЕГЭ.
Ведущий: Инна Валерьевна, посетители сайта edu.garant.ru также хотели с нашей помощью задать Вам вопросы. Мы отобрали наиболее интересные из них.
Вот, например, вопрос от Натальи из Пскова. «Посмотрела на сайте Института непрерывного образования, что есть такое направление как подготовка молодых мам к ЕГЭ. В чем заключается специфика этой программы по сравнению с подготовкой обычных абитуриентов? Есть ли
Молодые мамы в течение 6 месяцев могли бесплатно обучаться на курсах по подготовке к ЕГЭ на базе подготовительного отделения. Слушательницы получали стипендию в размере 2 тысяч рублей. Каждая из слушательниц была вправе выбрать свой индивидуальный курс для подготовки к сдаче ЕГЭ, состоящий из трех предметов. Полученные знания давали возможность молодым мамам на общих основаниях сдать единый государственный экзамен и по его результатам поступить в любой вуз Российской Федерации. Напомню, что с введение в действие нового закона «Об образовании в РФ» результаты ЕГЭ действительны в течение
Ведущий: А насколько пользуется это направление спросом у молодых мам? Может быть у Вас есть статистика поступивших в ПГУ или другие вузы после прохождения этого курса?
В прошлом учебном году из пятнадцати человек, обучавшихся по этой программе, в ПсковГУ поступили девять молодых мам. (6 чел. — на специальность «Начальное образование» и по одному на «Государственное и муниципальное управление», «Таможенное дело» и «Психологию и педагогику». В другие вузы поступили 2 девушки, а вот 4 человека экзамены, к сожалению, не сдали.
В этом году из девяти обучающихся молодых мам одна (Богомаз Анастасия) уже зачислена на очную бюджетную форму на факультет психологии, а две к сдаче экзаменов не приступили по семейным обстоятельствам. Остальные же поступают на заочную форму обучения.
Из опыта работы по этой программе можно сделать вывод, что эксперимент требует корректировки.
Ведущий: Инна Валерьевна, еще один вопрос от жителя Пскова. «Мне 36 лет. В прошлом закончил колледж, но планирую получить и высшее образование. Можно ли сдать ЕГЭ на базе ИНО, предварительно пройдя у вас занятия по подготовке к ЕГЭ? Если да, то что для этого нужно?»
В Вашем случае, для того чтобы получить высшее образование сдавать ЕГЭ не обязательно. Можно пройти вступительные испытания, установленные вузом. Чаще всего — это тестирование по различным предметам школьной программы.
Тем кто будет поступать в вузы по результатам ЕГЭ я бы порекомендовала пройти курсы по подготовке к сдаче ЕГЭ, которые организованы на базе нашего Института. Этим занимается Подготовительное отделение, которое находится по адресу: г. Псков, ул. Л. Толстого, д. 4а, корп. 3, каб. 3, тел.
Ведущий: Инна Валерьевна, вопрос от посетителя сайта edu.garant.ru, который, к сожалению, не представился. «Среди направлений деятельности Института есть и общеобразовательные программы, по сути это своего рода групповые подготовительные курсы для школьников или индивидуальное репетиторство?»
У каждого молодого человека, пожелавшего получить высшее образование,
Но мы убеждены, что дорога в вуз начинается с подготовительного отделения. Подготовительное отделение института непрерывного образования ПсковГУ дает возможность нашим слушателям:
Мы постоянно работаем над усовершенствованием и разнообразием наших программ. Для выпускников
Высокое качество подготовки обеспечивается небольшой численностью групп. В группах девятиклассников (подготовка к сдаче ОГЭ) обучается по 7–8 человек. В Школе успешного абитуриента — до 10 человек по предмету. Также постоянно действуют курсы индивидуальной подготовки, где с преподавателем в группе занимаются по 2–3 человека.
Ведущий: И последний вопрос от нашего читателя. «Вузов много, выбрать сложно. Кто мне может помочь сориентироваться в их многообразии и в плане профориентации?»
Ведущий: Инна Валерьевна, спасибо большое за интересную беседу. От лица редакции хотелось бы пожелать Вам и Вашему институту не останавливаться на достигнутом и с еще большим успехом продвигать в массы идеи о необходимости получения дополнительного образования.