30 сентября 2015

Нет пределов совершенству или возможности дополнительного образования

Дополнительное образование в наше время востребовано как никогда и это естественный процесс, связанный с потребностями рынка труда. По данным статистики в России ежегодно около 1,5 млн. человек проходят обучение по программам дополнительного профессионального образования.

Этот вид образования дает возможность достаточно оперативно удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные образовательные потребности населения. Несомненный плюс системы дополнительного образования заключается также в том, что она быстро и адекватно реагирует на изменения рынка труда, одновременно решая задачи, связанные с его исследованием и прогнозированием. Однако развитие системы дополнительного образования в новых условиях диктуется не только законами рынка, но и законами научно-технической революции, которая требует постоянного обновления знаний и переподготовки специалистов.

Об актуальных проблемах и перспективах развития системы дополнительного образования, о возможностях получения дополнительного профессионального образования и значении непрерывного образования в жизни человека мы побеседовали с Инной Валерьевной Андреяновой, кандидатом юридических наук, директором Института непрерывного образования, доцентом кафедры государственного и муниципального управления факультета менеджмента Псковского государственного университета


Ведущий: Инна Валерьевна, здравствуйте. Давайте начнем с грустного — с кризиса, затронувшего все сферы нашей жизни. На данный момент российская экономика переживает не самые лучшие времена. Сегодняшний кризис и тяжелая ситуация на рынке труда как-то повлияли на востребованность дополнительного профессионального образования?

И. В. Андреянова: В условиях мирового экономического кризиса произошло снижение общих расходов предприятий, в том числе и расходов на повышение квалификации сотрудников.

Соответственно необходимо разрабатывать и реализовывать программы с доступной стоимостью обучения, а также вырабатывать новые способы стимулирования предприятий на расходы на повышение квалификации сотрудников.

С другой стороны, в условиях кризиса предприятия не только должны стремиться выжить, но и могут использовать сложившуюся ситуацию для расширения своего бизнеса, удержания и завоевания новых высот. Здесь руководителям предприятий помогут программы, семинары, тренинги, направленные на развитие способности составления антикризисных креативных программ развития предприятий. Так, например, летом мы получили заказ на программу повышения квалификации «Антикризисное управление организацией» для сотрудников некоммерческих организаций.

В результате кризиса граждане будут вынуждены чаще перерабатывать или сочетать несколько работ, чтобы сохранить свой материальный достаток. Соответственно актуальным становится овладение второй, третьей специальностью. Здесь мы можем предложить программы профессиональной переподготовки.

Неизбежным следствием экономического кризиса является дисбаланс спроса на рынке труда и предложений на рынке образовательных услуг. Растет безработица и в то же время работодатели испытывают трудности с подбором кадров нужной квалификации. Соответственно необходима дифференциация целей и содержания программ ДПО. Рынок труда перенасыщен одними специалистами и испытывает острую нехватку других. Так, он перенасыщен юристами и экономистами и испытывает острую нехватку квалифицированных рабочих. В определенной степени такой дисбаланс вызван потребностями граждан России. В последнее время все больше россиян хотят получить и получают высшее образование. Однако количество вакантных мест для специалистов с высшим образованием ограничено.

Ведущий: И что же делать людям, которые уже имеют высшее образование и не могут устроиться на работу или только получают и имеют туманные перспективы трудоустройства?

И. В. Андреянова: Мне кажется, что граждан нужно стимулировать к овладению рабочими профессиями. Как это сделать?

Используя средства ДПО, можно так организовать обучение в вузах, чтобы студент за период обучения (за счет государственного финансирования или за небольшую дополнительную плату) овладевал не только избранным направлением высшего образования, но и какой-либо рабочей профессией, связанной с получаемой специальностью (например, овладевал дополнительно профессией механика по ремонту автотранспорта, обучаясь на специальности высшего образования «Организация и безопасность дорожного движения»).

В 2015 году студенты, обучающиеся по направлению подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» (прикладной бакалавриат), прошли обучение по профессии рабочего «Сварщик» и получили 2 разряд. Обучение для студентов было бесплатным, т. к. получение профессии было предусмотрено в учебном плане в рамках освоения программы прикладного бакалавриата. Вполне возможно, что в период овладения рабочей профессией у студента возникнет интерес к ней и в случае трудностей с тру­доустройством у него будет отличный «запасной вариант».

Ведущий: Насколько на фоне этой ситуации диплом об обучении в Институте непрерывного образования востребован работодателями?

И. В. Андреянова: Конечно документы о дополнительной квалификации востребованы работодателями. Приведу пример. Так нам поступил заказ от ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Псковской области» на организацию обучения своих работников в количестве 15 человек по программе профессиональной переподготовки «Метрология и метрологическое обеспечение». Соответственно, преподавателями ПсковГУ была разработана такая программа с учетом требования ФГОС ВО, а также с учетом профессионального стандарта «Специалист по метрологии». После освоения данной программы слушатели получили диплом о профессиональной переподготовке, что дало им возможность занимать должности, предусмотренные указанным профессиональным стандартом, а также проходить аттестацию для работы в качестве поверителя определенного вида средств измерений.

Ведущий: Какие из направлений дополнительного профобразования пользуются наибольшей популярностью среди населения северо-западного региона России?

И. В. Андреянова: Одной из особенностей экономической ситуации в России последних десятилетий является ее переход к новым знаниям. Применительно к системе ДПО такой переход, во-первых, изменил социальный заказ на подготовку специалистов, а, во-вторых, повлиял на организацию деятельности учреждений ДПО, их взаимодействие с предприятиями. Появилась и постоянно увеличивается потребность в специалистах в области реформирования производства, маркетинга, финансов, оценки собственности, внешнеэкономической деятельности, управления персоналом, биржевого дела, безопасности бизнеса и др.

В рейтинге самых востребуемых программ, по-прежнему, самые высокие позиции занимают: бухгалтерский учет, аудит и финансы, менеджмент, юриспруденция, психология, маркетинг, страхование, туризм, иностранные языки

Ведущий: Можно ли сказать, что данные направления популярны и у жителей других регионов России?

И. В. Андреянова: Да, конечно. Опыт коллег по реализации программ ДПО, например, в Великом Новгороде, Ярославле, Санкт-Петербурге также свидетельствует об этом.

Кроме того, как я уже говорила раньше, сегодня очень высокая конкуренция на рынке труда. На одно рабочее место претендуют несколько специалистов. Работодатель имеет возможность выбора. В свете этого, становятся востребованными программы ДПО, обучающие технологиям поиска работы, трудоустройства, прохождения собеседования.

Ведущий: Работники отправляются на переподготовку по указке «сверху», например, своего работодателя или увеличиваются их личные потребности в получении допобразования вплоть до профессиональной переориентации?

И. В. Андреянова: Если обратиться к истории, то в период существования Советского Союза практически все предприятия в России были государственными и повышение квалификации их сотрудников регламентировалось и финансировались государством. Государство определяло периодичность повышения квалификации и учреждения, в которые необходимо направлять сотрудников для повышения квалификации. Оно же осуществляло контроль за качеством реализуемых в них программ.

Сейчас большинство российских предприятий основаны на частном капитале и полностью зависят от количества и финансовых возможностей потребителей. Повышение квалификации сотрудников на таких предприятиях финансируется только за счет средств предприятия, они же определяют и регламент повышения квалификации, и учреждения, которые его осуществляют.

Сегодня предприятия готовы платить только за качественное дополнительное профессиональное образование. В докладе «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» отмечается: «Интересы национального капитала (работодателей) получить квалифицированных специалистов с высшим образованием и работников широкого профиля, готовых быстро адаптироваться к новым условиям труда, менять технологии, умеющих быстро обучаться. При этом бизнес готов тратить значительные средства на переподготовку сотрудников в рамках конкретных квалификаций, но совершенно не готов финансировать 3-летнее обучение профессии, которая может быть освоена за несколько месяцев».

При этом работники и сами готовы платить за дополнительные компетенции и навыки, но чаще всего, если уверены в успешном трудоустройстве. От нечего делать сейчас никто не учится!

Ведущий: Какие формы получения дополнительного образования может предложить Институт непрерывного образования ПсковГУ таким людям?

И. В. Андреянова: В этой ситуации мы стараемся обеспечивать высокое качество ДПО, удовлетворяющее запросам предприятий, ведем гибкую ценовую политику, максимально учитываем пожелания работодателей относительно времени, места проведения занятий, их содержания.

Примером может послужить программа повышения квалификации «Организация эффективного управления предприятием», которая была специально разработана для конкретного предприятия, согласованы с ним все учебные модули программы, преподавательский состав, время занятий. Обучение проходило как в аудиториях нашего Университета, так и непосредственно на данном предприятии в очной форме. При этом в программе может быть предусмотрена и самостоятельная работа слушателей.

Ведущий: Учебный процесс осуществляется с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы, есть ли возможность заниматься по индивидуальным формам обучения, либо с элементами дистанционного обучения?

И. В. Андреянова: Учебный процесс зависит от содержания программы. Есть все перечисленные Вами виды обучения. Мы можем предложить программу, в основном это будет программа повышения квалификации, где будут аудиторные занятия 6–8 часов в день в течение двух недель, а это весь рабочий день и получается с отрывом от работы. Сейчас очень популярны программы, особенно под заказ работодателя, с частичным отрывом от работы, например 1 или 2 пары 4 раза в неделю, после 15 часов. В нашем институте уже есть опыт такого учебного процесса, и своим новым заказчикам мы предлагаем попробовать такие варианты. Они становятся выигрышными как и для работодателя, так и для работника, особенно если в обучении больше заинтересованы первые. Индивидуальная форма обучения также предусмотрена в нашем институте, не скажу, что пользуется большой популярностью, большинство слушателей предпочитает учиться, все-таки, в группе. Программы с элементами дистанционного обучения все больше входят в нашу жизнь и, конечно же, мы идем в ногу со временем по этому направлению.

Ведущий: Можно ли обучаться по выходным?

И. В. Андреянова: Что касается выходных, то не забываем, что это дни отдыха. Мы стараемся основные программы не планировать на выходные дни и часто не используем в расписании и пятницу, но бывают специальные программы, которые подразумевают обучение именно в эти дни. Например, индивидуальные занятия по подготовке к ЕГЭ для тех кто живет в районах нашей Псковской области, выездные курсы повышения квалификации.

Ведущий: Вы затронули тему дистанционного обучения. Как Вы считаете, насколько вообще эффективно и востребовано ДПО в формате дистанционного обучения?

И. В. Андреянова: Думаю, что эта технология обучения в дополнительном образовании становится все более популярной и востребованной. То, что интересно и актуально для слушателя, не всегда можно найти расположенным территориально близко. А дистанционные технологии обучения позволяют учиться и в удаленных образовательных организациях и тогда, когда это удобно обучающемуся. Так что в востребованности этой технологии сомневаться не приходится.

Эффективность дистанционного обучения зависит от возможностей образовательной организации, какими ресурсами она располагает (электронные лаборатории, программное обеспечение и т. д.) и, разумеется, от кадрового потенциала.

Если преподаватели привыкли делать свое дело качественно, с душой, то используемые при обучении технологии — это только инструмент в руках умельца.

Ведущий: Инна Валерьевна, расскажите, пожалуйста, историю создания Института непрерывного образования на базе Псковского государственного университета.

И. В. Андреянова: Институт непрерывного образования был создан на основе факультета повышения квалификации Псковского государственного педагогического университета имени С. М. Кирова и подготовительных курсов Псковского государственного политехнического института после объединения вузов в Псковский государственный университет.

За прошедшее время в Институте увеличилось не только количество программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки, подготовки к поступлению в вуз, но и появились новые направления деятельности, такие как профильные университетские классы, подготовительное отделение для старшеклассников по подготовке к сдаче ЕГЭ (в том числе и молодых мам до 23 лет) и иностранных слушателей. Из отделения «Нордистика» ПГПУ им. С. М. Кирова и проекта «Еврофакультет-Псков» был создан Центр языковой подготовки, где идет обучение английскому, немецкому, французскому, нидерландскому, шведскому, эстонскому, испанскому, китайскому, латышскому языкам.

Ведущий: На каких принципах строится деятельность Института непрерывного образования?

И. В. Андреянова: Непрерывно учиться — не означает получать какие-то дипломы, сертификаты, удостоверения, друг за другом и до бесконечности. Ведь человеческую личность характеризует не общее число неких документов, а те компетенции, которых ждёт от своего потенциального работника работодатель. Поэтому работа Института непрерывного образования ПсковГУ в основе своей подразумевает несколько принципов — «китов».

Во-первых, это всеохватность: ИНО строит свою работу так, чтобы удовлетворять потребности в услугах по представлению дополнительного образования для самого широкого круга людей.

Второй принцип — преемственность: те знания, которые человек получил на любой из ступеней своего образования, должны быть важны (или каким-либо образом зачтены) на следующей ступени.

В-третьих, индивидуальный, личностный подход к процессу обучения каждого — он, собственно, должен наличествовать в любом образовательном процессе, даже несмотря на то, что в основе нашей работы всё-таки групповые формы обучения. Потребности ведь у всех разные. Сейчас есть такое понятие, как корпоративные программы — бизнес заказывает их для себя. То есть, люди приходят к нам не на разработанные, стандартные курсы, а на те, что мы разработали и подготовили им с учётом конкретного заказа, конкретных их нужд.

Ведущий: На какие наиболее интересные и перспективные цели и задачи сделаны акценты в институте?

И. В. Андреянова: Любой развивающийся организм рано или поздно усваивает напутствие «Учиться, учиться и еще раз учиться». Поэтому интересной и перспективной целью нашей деятельности является организация непрерывности в образовании каждого, кто к нам обратится в соответствии с его желаниями и индивидуальными потребностями, разработка «графика» личного совершенствования. Из перспективных задач хотелось бы выделить:

  • разработку гибких образовательных программ, в содержание которых можно вносить изменения даже в процессе их реализации, непосредственно под заказ конкретного работодателя (потребителя),
  • расширение спектра дополнительных образовательных программ с использованием дистанционных технологий (с учетом возможностей электронной образовательной среды ПсковГУ)
  • развитие школы мигрантов, в части тестирования иностранных граждан, открытие школы мигрантов в г. Великие Луки на базе филиала;
  • развитие системы университетских профильных классов, как в городе, так и в регионе,
  • развитие университетского интеллектуального конкурса «Барс».

Ведущий: В Институте есть ряд интересных проектов, например: университетские классы, школа словесности, школа мигрантов. Расскажите, пожалуйста, в чем они заключаются и насколько активно развиваются.

И. В. Андреянова: Выбор профессии — один из самых ответственных моментов в нашей жизни. В мире много профессий, но где-то есть одна единственная, твоя…

Считают, что счастлив тот, кто утром идет с удовольствием на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Вот почему так важно правильно выбрать профессию. Как ее найти? Как не ошибиться? Как помочь сегодняшнему старшекласснику найти правильную дорогу в жизни?

Об этом задумались в ПсковГУ и нашли ответы на эти вопросы.

Чтобы помочь выпускникам псковских школ определиться с выбором будущей профессии, дать возможность получить бесплатные дополнительные услуги по профильным предметам, в том числе и при подготовке к ЕГЭ, и таким образом привлечь их внимание к ведущему вузу Псковской области, чтобы лучшие выпускники школ города оставались учиться и работать на Псковщине, в 2013 году стартовал проект «Университетские профильные классы».

«Университетские классы» — это уникальный проект ПсковГУ, задача которого сохранить кадровый потенциал Псковской области, помочь псковским выпускникам определиться с выбранной профессией, повысить интерес к учебе, расширить кругозор.

Образовательный процесс в университетских классах осуществляется в соответствии с учебными программами, разработанными ПсковГУ и согласованными с администрацией общеобразовательных учреждений. Курс обучения рассчитан на учащихся 10–11 классов.

В учебном плане университетских профильных классов четко выделяются три составные части:

  • Первое направление — это предметы, которые стимулируют познавательную деятельность и дают практические навыки.
  • Второе направление — это школа олимпиад, в рамках которой школьников будут готовить к различного рода научно-исследовательским конкурсам.
  • В-третьих, учащихся университетских классов готовят к ЕГЭ. Это позволяет родителям школьников существенно сэкономить на услугах репетиторов.
  • Внеклассная составляющая образовательного процесса в университетских профильных классах включает ознакомительные экскурсии по университету, посещение лекций, участие в спортивно-массовых мероприятиях и т. п. На протяжении всего времени обучения школьники активно включаются в студенческую жизнь, в том числе за счет непосредственного общения со студентами вуза.

В этом году состоялся первый выпуск в «Университетских профильных классах». Многие из выпускников выбрали для дальнейшего обучения родной ПсковГУ. Сегодня по программе «Университетские профильные классы» обучается 261слушатель.

На базе института непрерывного образования ПсковГУ создана «Школа мигрантов», основной сферой деятельности которой является проведение комплексного государственного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ, а также подготовка иностранных граждан и лиц без гражданства по указанным дисциплинам. С 1 января 2015 г. в университете можно пройти комплексный экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ.

Ведущий: В университетских классах Вы готовите школьников к сдаче ЕГЭ. Многие школьники начинают задумываться о ЕГЭ только в одиннадцатом классе. Означает ли это, что и работаете Вы только с ними?

И. В. Андреянова: Конечно же, мы работаем не только с одиннадцатиклассниками. Если у школьника есть два года — он учится в 10-ом классе и уже понял, что ПсковГУ — это его вуз? Тогда он из нашего контингента! Таким десятиклассникам я всегда рекомендую: «Не теряйте времени — приходите к нам на двухгодичную «Школу успешного абитуриента».

В отличие от одногодичной формы, где наша главная задача все успеть и обеспечить вам высокую вероятность прорыва оборонительных рубежей приемной комиссии, на двухгодичных курсах подготовки мы решаем более амбициозные задачи — создаем прочный фундамент знаний по выбранным предметам. Это окажется необходимым не только для того, чтобы попасть в число студентов вуза, но и для того, чтобы удержаться в их числе. Школьник не только сможет успешно сдать ЕГЭ и поступить на наиболее престижные факультеты, но и действительно начнет разбираться в выбранных дисциплинах. Мы предлагаем ребятам углубленный курс по математике, физике, русскому языку, обществознанию, истории, биологии и химии.

Двухгодичная «Школа успешного абитуриента» — это оптимальный вариант для тех, кому нужны высшие баллы на ЕГЭ.

Ведущий: Инна Валерьевна, посетители сайта edu.garant.ru также хотели с нашей помощью задать Вам вопросы. Мы отобрали наиболее интересные из них.
Вот, например, вопрос от Натальи из Пскова. «Посмотрела на сайте Института непрерывного образования, что есть такое направление как подготовка молодых мам к ЕГЭ. В чем заключается специфика этой программы по сравнению с подготовкой обычных абитуриентов? Есть ли какие-то льготы для поступающих в ПсковГУ после обучения по этой программе?»

И. В. Андреянова: Наталья, данный эксперимент проводится в рамках Постановления Правительства РФ от 31.08.2013 № 756 «О проведении в 2013–2015 годах эксперимента по обучению молодых женщин в возрасте до 23 лет, имеющих одного и более детей, на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования». Его цель, согласно документу, — улучшение демографической ситуации, а также содействие молодым женщинам в адаптации к новым социальным условиям, создание условий для их подготовки к обучению по программам бакалавриата и (или) специалитета.

Молодые мамы в течение 6 месяцев могли бесплатно обучаться на курсах по подготовке к ЕГЭ на базе подготовительного отделения. Слушательницы получали стипендию в размере 2 тысяч рублей. Каждая из слушательниц была вправе выбрать свой индивидуальный курс для подготовки к сдаче ЕГЭ, состоящий из трех предметов. Полученные знания давали возможность молодым мамам на общих основаниях сдать единый государственный экзамен и по его результатам поступить в любой вуз Российской Федерации. Напомню, что с введение в действие нового закона «Об образовании в РФ» результаты ЕГЭ действительны в течение 4-х лет.

Ведущий: А насколько пользуется это направление спросом у молодых мам? Может быть у Вас есть статистика поступивших в ПГУ или другие вузы после прохождения этого курса?

И. В. Андреянова: Как показал опыт, учиться молодым мамам бывает тяжело: надо искать на время учебных занятий няню. Ведь большая часть контингента — это матери-одиночки. У некоторых уже по 2 детей. Поэтому процент поступления в вуз на общих основаниях не очень высок, хотя как в прошлом, так и в этом учебном году есть девушки, поступившие на бюджетную форму обучения.

В прошлом учебном году из пятнадцати человек, обучавшихся по этой программе, в ПсковГУ поступили девять молодых мам. (6 чел. — на специальность «Начальное образование» и по одному на «Государственное и муниципальное управление», «Таможенное дело» и «Психологию и педагогику». В другие вузы поступили 2 девушки, а вот 4 человека экзамены, к сожалению, не сдали.

В этом году из девяти обучающихся молодых мам одна (Богомаз Анастасия) уже зачислена на очную бюджетную форму на факультет психологии, а две к сдаче экзаменов не приступили по семейным обстоятельствам. Остальные же поступают на заочную форму обучения.

Из опыта работы по этой программе можно сделать вывод, что эксперимент требует корректировки.

Ведущий: Инна Валерьевна, еще один вопрос от жителя Пскова. «Мне 36 лет. В прошлом закончил колледж, но планирую получить и высшее образование. Можно ли сдать ЕГЭ на базе ИНО, предварительно пройдя у вас занятия по подготовке к ЕГЭ? Если да, то что для этого нужно?»

И. В. Андреянова: На базе института непрерывного образования сдать ЕГЭ нельзя. Этим занимается Региональный центр тестирования.

В Вашем случае, для того чтобы получить высшее образование сдавать ЕГЭ не обязательно. Можно пройти вступительные испытания, установленные вузом. Чаще всего — это тестирование по различным предметам школьной программы.

Тем кто будет поступать в вузы по результатам ЕГЭ я бы порекомендовала пройти курсы по подготовке к сдаче ЕГЭ, которые организованы на базе нашего Института. Этим занимается Подготовительное отделение, которое находится по адресу: г. Псков, ул. Л. Толстого, д. 4а, корп. 3, каб. 3, тел. 8(8112)79-78-77 и 8 (8112) 79-78-82.

Ведущий: Инна Валерьевна, вопрос от посетителя сайта edu.garant.ru, который, к сожалению, не представился. «Среди направлений деятельности Института есть и общеобразовательные программы, по сути это своего рода групповые подготовительные курсы для школьников или индивидуальное репетиторство?»

У каждого молодого человека, пожелавшего получить высшее образование, по-своему складывается дорога в вуз.

Но мы убеждены, что дорога в вуз начинается с подготовительного отделения. Подготовительное отделение института непрерывного образования ПсковГУ дает возможность нашим слушателям:

  • получить новые и систематизировать накопленные знания;
  • подготовиться к сдаче ОГЭ, ЕГЭ, внутренних экзаменов, проводимых вузом самостоятельно.

Мы постоянно работаем над усовершенствованием и разнообразием наших программ. Для выпускников 9-х классов мы организуем курсы для подготовки к сдаче ОГЭ, десятиклассникам предлагаем обучение в двухгодичной Школе успешного абитуриента. Выпускники школ, колледжей, профессиональных лицеев, а также все, кто решил поступать в вуз, могут подготовиться к ЕГЭ и внутренним экзаменам, выбрав для себя наиболее оптимальную программу.

Высокое качество подготовки обеспечивается небольшой численностью групп. В группах девятиклассников (подготовка к сдаче ОГЭ) обучается по 7–8 человек. В Школе успешного абитуриента — до 10 человек по предмету. Также постоянно действуют курсы индивидуальной подготовки, где с преподавателем в группе занимаются по 2–3 человека.

Ведущий: И последний вопрос от нашего читателя. «Вузов много, выбрать сложно. Кто мне может помочь сориентироваться в их многообразии и в плане профориентации?»

И. В. Андреянова: Да, действительно, вузов много, но, к сожалению, нет такого сайта, где была бы выложена вся информация обо всех вузах России. Но у каждого вуза есть свой официальный сайт, где можно найти всю интересующую информацию для абитуриента. На сайтах можно узнать и про факультеты, кафедры, профессорско-преподавательский состав, а также что необходимо для поступления в вуз. В нашем регионе есть такой информационный ресурс, где сосредоточены аннотации всех образовательных программ и учебных заведений среднего профессионального и высшего образования Псковской области. Такой сайт создан силами Псковского государственного университета в рамках Программы стратегического развития ВУЗа на период до 2020 г. Он называется «Центр развития кадрового потенциала и образовательной логистики» и размещается по адресу http://co.pskgu.ru/.

Ведущий: Инна Валерьевна, спасибо большое за интересную беседу. От лица редакции хотелось бы пожелать Вам и Вашему институту не останавливаться на достигнутом и с еще большим успехом продвигать в массы идеи о необходимости получения дополнительного образования.