Механизмы санкционного воздействия обсудили в Профессорском клубе Финансового Университета
09 февраля в Профессорском клубе Финансового университета прошло дискуссионное обсуждение одной из актуальных проблем современных международных отношений и государственного строительства — механизмов санкционного воздействия.
Основные вопросы обсуждения:
1. Санкционный режим Совета Безопасности ООН как современная система поддержания и сохранения мира («умные санкции»).
2. Особенности политики санкционного воздействия ЕС и США и ответные политико-правовые инструменты санкционирования России.
3. Инструменты санкционирования в решении вопроса внешней неконтролируемой (в том числе незаконной) миграции.
Дискуссионное обсуждение носило не только теоретический, но и практический характер. В рассмотрении основных вопросов дискутируемой проблемы, обобщении и законодательном толковании актуальных аспектов международных механизмов санкционного воздействия на высоком профессиональном уровне и с активной гражданской позицией участвовала О. Л. Тимофеева, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, член Комитета Совета Федерации по международным делам. Сенатор приняла к рассмотрению предложения экспертов, тематические идеи для дальнейшего научно-экспертного дискуссионного обсуждения важнейших проблем государственного развития и современного миропорядка. По итогам обсуждения готовится резолюция.
О. Л. Тимофеева ознакомила участников круглого стола с основными направлениями деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Комитета Совета Федерации по международным делам.
А. А. Власов, член научно-консультативного совета Гражданско-правовой секции Верховного Суда Российской Федерации, профессор кафедры международного частного и гражданского права ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» предложил включить в итоговый документ обсуждения международных механизмов санкционного воздействия следующее:
1. Совершенствование понятийного аппарата и разграничение понятий «санкций» и «односторонних ограничительных мер».
2. Использование в международном праве института односторонних ограничительных мер и применение его только к тем государствам, которые нарушили нормы международного права.
3. Грубое нарушение правил ВТО, где действует режим наибольшего благоприятствования в торговле, проявление дискриминации к поставщикам товаров и услуг другой страны, потеря в том числе, третьими странами, рынка сбыта своих товаров, появление «черного рынка» и извлечение огромной неоправданной прибыли контролирующими его группами; ущемление прав и законных интересов в целом населения страны.
4. Опасность и негативные последствия использования по политическим и экономическим мотивам в международном праве института односторонних ограничительных мер к государствам в связи подрывом усилий Совета Безопасности ООН по поддержанию международного мира и безопасности в целом на земном шаре.
Свои экспертные оценки представила Карин Беше-Головко, президент Ассоциации Комитас Гентиум Франция-Россия. По мнению Карин Беше-Головко:
Санкционное воздействие считается законным инструментом, формально, когда санкции принимаются соответственно с действующими нормами определенной правовой системы (в рамках международного права — ООН или ЕС, например, или в рамках национальной правовой системы); любое государство или организация при желании может техническим образом узаконить свою политическую волю и создать подходящие правовые рамки.
Сам факт применения санкций означает провал политики. Политика — это искусство убеждать, нахождение компромиссов. Санкция — это выражение односторонней воли, отчуждение от политического подхода и приближение к силовому подходу.
Цель санкций — идеологическая. Государство, которое принимает санкции, считает себя легитимным указывать другим государствам, какой именно идеологический курс правильный. В этом смысле, санкции - это инструмент доминирования. Санкции работают не только тогда, когда государство, в отношении которого их приняли, исправно выполняет наложенные на него обязательства, но и тогда, когда оно признает правоту этих санкций (это обязательное условие). В качестве примера, можно вспомнить требование признать обоснованность доклада Мак Ларена.
Когда санкции приняты, у государства три возможных пути:
- выполнять все наложенные на него обязательства и особенно публично признать их правоту: тогда санкции прекращаются в связи с публичным выражением «клятвы верности», но государство моментально теряет свой суверенитет;
- частично выполнять наложенные на него обязательства, не признавая их идеологическую легитимность, и перестроиться в парадигме санкционного воздействия: тогда государство может стараться выиграть время для решения ситуации и создать иллюзию «нормальности» в обществе, но оно «запирается» в замороженный конфликт, поскольку государство борется с последствиями, а не с причиной этого конфликта;
- откровенно отказаться признать правоту другого государства или организации принять в отношении него ограничительных мер любых видов: государство консолидирует вокруг себя общество, но такой подход требует четкой, ясной и последовательной политической воли на высшем уровне. В таком случае, государство борется с причиной политики санкционного воздействия, признает фундаментальный характер конфликта, который и так уже существует.
Резюмируя, К. Беше-Головко, сделала вывод, что политика санкционного воздействия в отношении России носит системный и фундаментальный характер, только системные и фундаментальные меры могут быть эффективными. Россия может разрушить этот порочный круг, только приняв не силовую борьбу. Например, сохранение и укрепление сильных национальных традиций образования и осознанный отказ в этом смысле от навязываемых глобализационных парадигм есть ответ более сильный и для Запада чувствительный, чем любые грозные политические заявления.
Московское бюро Международной организации по миграции (МОМ) представил К. Д. Шевченко. Им были поставлены проблемы: Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции, финансового и политического давления на международные организации; рисков, угроз и вызовов глобальных миграционных процессов и возможности применения санкционных инструментов для их упреждения. Задачи и пути превентизации рисков, угроз и вызовов глобальных миграционных процессов рассмотрены в контексте выступления сотрудника МОМ были рассмотрены руководителем /Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим процессам Финансового университета М. Л. Галас.
В дискуссии выступили с сообщениями научные эксперты: О. А. Александрова, заместитель директора по научной работе Института социально-экономических проблем народонаселения РАН; К. В. Аршин, аналитик Центра межрегиональных программ и проектов; А. И. Ильинский, декан Международного финансового факультета Финансового университета; О. Н. Ларин, ведущий научный сотрудник Сектора международных экономических организаций Центра экономических исследований ФГНБУ «Российский институт стратегических исследований»; др.
Организаторы мероприятия: Научно-методологическое объединение по миграционным и демографическим процессам, Факультет социологии и политологии Финансового университета. Поддержку в проведении дискуссионного круглого стола оказал председатель Профессорского клуба, профессор Департамента политологии Я. А. Пляйс. Яков Андреевич подвел итоги дискуссионного обсуждения, обозначив ключевые проблемы и наметив возможные направления их решения.
Научное руководство мероприятием и модерирование дискуссии осуществлялись Галас М.Л., главным научным сотрудником Института проблем эффективного государства и гражданского общества Департамента политологии Финансового университета, деканом Факультета социологии и политологии А. Б. Шатиловым. Активное участие в проведении дискуссионного обсуждения приняла Силласте Г. Г., профессор Департамента социологии, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Галина Георгиевна выделила научно-фундаментальные составляющие рассмотренной в ходе дискуссии проблемы.