Международный форум Финансового университета по праву является авторитетной научной-практической институцией для открытой дискуссии об изменениях в российской и мировой экономике, структурных трансформациях международной торговли и развитии общества. Одной из дискуссионных площадок Международного форума был V научно-практический семинар «Власть и гражданское общество в решении актуальных проблем современности», который прошел 27 ноября 2019 года в Профессорском клубе. Учеными, политиками, общественными деятелями обсуждалась тема «Глобальный диалог и международное сотрудничество в вопросах миграции».
Участники рассмотрели вопросы:
1. Роль международных организаций в регулировании глобальных миграционных процессов.
2. Проблемы имплементации Глобального договора о безопасной, упорядоченной и законной миграции.
3. Международные институты и международные правовые инструменты по вопросам беженцев и поиска убежища.
Модераторы – Галас М.Л., главный научный сотрудник Департамента политологии и массовых коммуникаций, руководитель Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим процессам Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, эксперт Совета по миграции ГУВМ МВД России, Зорин В.Ю., экс-министр Российской Федерации (6 декабря 2001 г. - 24 февраля 2004 г.), руководитель Центра по научному взаимодействию с общественными организациями, СМИ и органами государственной власти Института этнологии и антропологии Российской академии наук, профессор Департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, эксперт Совета по миграции ГУВМ МВД России.
Современные международные аспекты в регулировании глобальных миграционных процессов охарактеризовал представитель Бюро Международной организации по миграции в Москве, кандидат юридических наук Шевченко К.Д.
Докладчик обратил внимание на глобализацию таких проблем, как: беженство и вынужденное переселение из нестабильных государств с высоким уровнем конфликтогенности и экономической, политической, социальной напряженности; адаптация иностранных граждан, социальная поддержка соискателей международной защиты, эффективное управление трудовой миграцией, сбалансированность интересов принимающего общества, государства-реципиента и иммигрантов.
Важное значение для регулирования мировых миграционных процессов, по мнению Шевченко К.Д., имеет имплементация норм-принципов Глобального договора о безопасной, упорядоченной и законной миграции. Российская Федерация может занять активную позицию в деятельности международных институтов (например, в Международной организации по миграции) и содействовать развитию международных правовых инструментов.
Согласно докладу Международной организации по миграции, опубликованному 27 ноября 2019 года в Женеве, РФ занимает второе место в Европе по числу мигрантов. В 2019 году она принимала 11,6 млн иностранных мигрантов. Большинство из которых прибыли из стран Содружества Независимых Государств. Иммигранты из Украины составили самую большую по численности группу иностранцев, родившихся за рубежом, — более 3 млн. Затем - выходцы из Казахстана (около 2,5 млн) и Узбекистана (1,1 млн). Россия лидирует по приему трудовых иммигрантов из Центральной Азии. В 2019 г. в РФ пребывало около 5 млн жителей, родившихся в центральноазиатских государствах.
Шевченко К.Д. обратил внимание на необходимость внесении изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», направленного на установление для граждан государств-членов ЕАЭС возможности по их желанию приобретать статус высококвалифицированного специалиста.
Вопрос о социальной поддержке и урегулировании трудовой миграции из стран-участников ЕАЭС рассматривался Чугуновым В.В., представителем Евразийской экономической комиссии, советником отдела миграции Департамента трудовой миграции и социальной защиты. Докладчик подчеркнул, что одним из результатов подписания Договора о Союзе стало начало функционирования общего рынка труда, и, как следствие, повышение уровня мобильности граждан государств ЕАЭС. В отношении граждан государств-членов Союза не применяются ограничения, установленные национальными законодательствами в целях защиты своих рынков труда, отменены квотирование и обязательные разрешительные документы на работу.
Вместе с тем, по мнению ЕЭК, важно обратить внимание на ряд вопросов, которые требуют осмысления и последующего решения. Например, по вопросу специального статуса трудящегося стран-участников ЕАЭС. Прорабатывается идея создания единой на пространстве ЕАЭС ИТ-биржи труда.
Галас М.Л., доктор исторических наук, профессор, поддержала представителя ЕЭК в вопросе гармонизации дефиниций «трудящийся» в законодательных актах РФ и других стран-участников ЕАЭС, а на этом основании в совершенствовании правового статуса данных лиц, предложив внести изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан», связанные с дополнением его новыми нормами, определяющими такие понятия как: «приграничный трудящийся-мигрант» и «сезонный трудящийся-мигрант», «члены семьи трудящегося-мигранта» (используя опыт Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников СНГ).
Руководитель Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим Финансового университета отметила актуальность продолжения работы по законодательному регулированию процедуры предоставления временной государственной защиты иностранным гражданам в случае массового наплыва беженцев, вынужденных переселенцев в связи с пролонгацией конфликта на Юго-Востоке Украины, с сохранением нестабильности (напряженности) на территориях государств – участников СНГ, с риском переориентации миграционных потоков из нестабильных (неблагополучных) стран Ближнего Востока, Африки, Азии.
Галас М.Л. поддержала мнение К.Д. Шевченко, что руководствуясь принципом приоритетности норм Федерального закона «О беженцах» по отношению к нормам иных нормативных правовых документов, при регулировании правоотношений, в которых стороной выступает лицо, в установленном порядке признанное беженцем, в целях формирования условий для выполнения государством обязательства по предоставлению такому лицу права на социальную защиту, а также в целях восполнения пробелов правового регулирования важно внести системно связанные изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации.
Уместно, по мнению модератора, обратить внимание на некоторую рассогласованность норм российского законодательства по вопросу об убежища. В этой связи неурегулированность правового режима убежища в Федеральном законе «О беженцах» может рассматриваться как правовой пробел и представляет собой фактор риска.
Роли международных организаций в регулировании глобальных миграционных процессов, сферам применения международных институтов и международных правовых инструментов в управлении миграцией, в решении проблем беженцев, значению сотрудничества государств-членов СНГ в урегулировании миграционных потоков посвятила выступление Алтымышева А.Д. (Кыргызская Республика), 1-й секретарь, Вице-консул Посольства Кыргызской Республики в РФ.
О возможных рисках вступления Российской Федерации в международные организации, в том числе в Международную организацию по миграции, о сложности процесса имплементации Глобального договора о безопасной, упорядоченной и законной миграции, а также о потенциале гармонизации правовых и политических систем, социокультурного пространства государств-членов СНГ дискутировала Карин Беше-Головко (Франция), доктор права, профессор, президент Ассоциации Комитас Гентиум Франция-Россия.
Мнение по вопросам обсуждения Международного научно-практического семинара высказал Иванов Д.А., советник Посольства Республики Казахстан в Российской Федерации.
Эксперты рассмотрели ряд других актуальных проблем, связанных с регулированием миграционных процессов:
Зорин В.Ю., доктор политических наук, профессор, в завершающем выступлении резюмировал итоги дискуссии, сделал обзор важнейших международных процессов, проведя их корреляцию с глобальными проблемами миграционных процессов.