Ежегодно компания ООО «Гарант-Сервис Иркутск» проводит занятия для студентов Юридического института Иркутского государственного университета, в том числе для практикантов юридической клиники ИГУ.
Сегодня мы решили взять интервью у кандидата юридических наук, доцента кафедры гражданского права Юридического института ИГУ, руководителя юридической клиники ИГУ Ларисы Александровны Майоровой.

1. Кто обращается за помощью в юридическую клинику?Обращаются в клинику разные категории населения по различным вопросам — это могут быть и граждане, и некоммерческие организации. Юридическая клиника Иркутского государственного университета оказывает бесплатную правовую помощь любому желающему по вопросам гражданского, семейного, жилищного, земельного, трудового права, а также в сфере защиты прав потребителей. Не занимается клиника вопросами уголовного права и уголовного судопроизводства, делами из предпринимательских правоотношений.
2. Как Вы оцениваете эффективность работы создаваемых при вузах юридических клиник?Эффективность работы юридических клиник можно оценивать по нескольким критериям.
Во-первых, это практическая подготовка студентов, позволяющая им применять теоретические знания на практике, развивая навыки работы с клиентами — это способствует более глубокому пониманию профессиональной деятельности юриста.
Во-вторых, юридические клиники оказывают бесплатные юридические услуги лицам, которые не могут позволить себе оплату адвоката — этот аспект имеет социальную значимость, поскольку способствует разрешению правовых проблем уязвимых групп населения и правозащитной деятельности, в целом.
В-третьих, студенты участвуют в исследовательских проектах, анализируют практику применения законодательства, что способствует улучшению учебных программ и подготовке более квалифицированных специалистов. Работы студентов и преподавателей, связанные с деятельностью клиники, могут быть основой для научных публикаций, что дополнительно повышает уровень института.
В-четвертых, юридические клиники могут проводить образовательные мероприятия для широкой аудитории, повышая правовую грамотность населения и способствуя формированию правосознания.
Наконец, юридические клиники могут являться хорошей платформой для нетворкинга, сотрудничая с адвокатскими образованиями и другими юридическими организациями — что позволяет устанавливать профессиональные контакты и знакомиться с реальной практикой.
Таким образом, юридические клиники могут быть весьма эффективными как в подготовке профессионалов, так и в оказании помощи обществу. Оценка удовлетворенности клиентов клиники может служить одним из показателей ее эффективности.
3. Как стать участником юридической клиники? Любой ли студент может стать специалистом юридической клиники?Прием студентов в Юридическую клинику ИГУ осуществляется со второго курса на основании заявления о приеме в клинику, а также собеседования. При собеседовании принимается во внимание академическая успеваемость студента, коммуникабельность и навык работы
4. Бывает, что студенты уходят из юридической клиники?Это бывает, но редко. Если студент решит прекратить отношения с клиникой, он за одну неделю предупреждает об этом руководителя клиники. На его место становится студент из резерва.
5. Какие навыки, кроме профессиональных, могут стать конкурентным преимуществом для начинающего юриста?Важно развивать не только профессиональные навыки, но и дополнительные качества, которые могут стать конкурентным преимуществом. Так, для начинающего юриста, помимо профессиональных навыков, важны навыки коммуникативные, умение четко и ясно излагать мысли как устно, так и письменно; сюда же относятся навыки ведения переговоров и публичных выступлений. Для анализа больших объемов информации, выявления ключевых моментов и формулирования обоснованных выводов необходимо аналитическое мышление. Юристы часто взаимодействуют с коллегами, другими заинтересованными лицами, поэтому умение работать в команде является полезным.
Быть организованным и уметь управлять своим временем, что особенно важно в условиях многозадачности. Способность понимать чувства и эмоции других,
Умение находить и анализировать информацию из различных источников; способность быстро адаптироваться к изменениям в законодательстве и рабочей среде; следование этическим стандартам и практическое применение знаний; дополнительные языковые навыки могут открыть новые профессиональные горизонты, особенно в международной практике. Развивая эти навыки, начинающий юрист сможет выделиться среди конкурентов и повысить свою ценность на рынке труда.
6. Используется ли ГАРАНТ в вашей работе?Система ГАРАНТ является одним из основных инструментов и имеет значительную ценность в работе юридической клиники по нескольким причинам. ГАРАНТ предоставляет доступ к актуальным правовым актам, судебной практике и комментариям экспертов, что позволяет студентам работать с самыми свежими данными. Система содержит большое количество документов, включая законы, подзаконные акты, нормативные материалы и аналитические статьи, что помогает в комплексном исследовании правовых вопросов.
Интуитивно понятный интерфейс и мощные инструменты поиска позволяют быстро находить необходимые материалы — что экономит время и усилия.
Студенты клиники могут также использовать систему для подготовки к занятиям, написания курсовых и дипломных работ. Система предоставляет возможность быстро находить ответы на вопросы клиентов, что повышает качество консультаций и доверие к юридической клинике.
В целом использование ГАРАНТа в юридической клинике значительно повышает эффективность работы и качество предоставляемых услуг.
7. Если да, то какие сервисы системы ГАРАНТ Вы используете в своей работе чаще всего?В работе Юридической клиники ИГУ используются различные сервисы и практические инструменты системы ГАРАНТ.
Благодаря поиску правовых актов есть возможность быстро находить законы, подзаконные акты и судебные решения, что ускоряет процесс оказания юридической помощи. Доступ к комментариям и аналитическим материалам по актуальным правовым вопросам позволяет лучше понимать сложные аспекты законодательства. Автоматическое создание подборок документов по конкретным запросам помогает в подготовке консультаций. Конструктор документов — отличный инструмент для автоматизации создания юридических документов, таких как иски, заявления, договоры — это экономит время. Уведомлениями об изменениях в законодательстве система автоматически уведомляет о новых законах и изменениях, что помогает юристам оставаться в курсе актуальных норм. Доступ к образовательным ресурсам помогает стажерам быстро осваивать необходимые знания. Активно используются калькуляторы, бланки, формы и образцы документов, производственный и правовой календари.
Благодарим Ларису Александровну за столь развернутые и интересные ответы!