В Госдуму внесен проект федерального закона "О мерах государственной поддержки выпускников государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования и государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования". Его авторы - депутаты от ЛДПР, вдохновленные международным опытом, стремились заинтересовать работодателя в принятии на работу таких выпускников.
Предложен интересный механизм: в зависимости от получаемой квалификации (бакалавр, магистр) и успеваемости выпускнику выдается сертификат на студенческий капитал. Его сумма - от 50 до 120 тыс. руб. (для окончивших среднее профессиональное учебное заведение - 40 тыс. руб.). Затем - только через 2 года после работы у одного работодателя - выпускник подает руководству заявление об использовании студенческого капитала. Он ограничен в выборе - средства могут пойти только в уплату взносов в ПФР, ФСС, ФОМС или негосударственные пенсионные фонды. После сложной процедуры согласований (заявление плюс решение предприятия передается в региональный орган в сфере образования, тот в течение месяца принимает решение, выдает уведомление) и перечислений средств (федеральный бюджет - бюджет субъекта РФ - орган в сфере образования - предприятие) работодатель наконец получает деньги.
Разработчики полагают, что этот факт должен его крайне заинтересовать. Но самое интересное начинается далее. Действительно, обязательные взносы в социальные фонды в России уплачиваются работодателем и он сможет сэкономить свои средства за счет студенческого капитала (это в случае, если размер зарплаты выпускника никак при этом не меняется). Но какой в этом интерес самого выпускника, который имеет возможность направить эти средства хотя бы в НПФ по договору добровольного пенсионного страхования? Работодатель в таком случае, кроме лишних забот, ничего не получает.
Конечно, работодатель может временно увеличить зарплату, но в этом случае: а) сам он средства не экономит, б) судя по суммам капитала, такое увеличение будет очень небольшим и на очень небольшой срок, в) когда временное увеличение окончится, это сможет обернуться недовольством работника.
Есть еще вопрос: зачем выпускнику предоставлять выбор между перечислением средств в ПФР, ФСС или ФОМС, если речь идет об обязательных, а не о добровольных взносах?
Иными словами, инициатива депутатов вызывает очень большие сомнения. Заметим, что предполагаемая сумма средств федерального бюджета на эти цели в 2017 году (когда могут начаться выплаты) может составить около 35–40 млрд руб.
Источник: ИА "ГАРАНТ"