6 сентября Госдума приняла в первом чтении пакет законопроектов о бесплатной юридической помощи в России. В нижнюю палату парламента законопроекты "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" внес Президент РФ.
Как мы писали ранее, проектом федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" устанавливаются основные гарантии права граждан РФ на получение бесплатной квалифицированной юрпомощи в РФ и организационно-правовые основы формирования систем бесплатной юридической помощи. Такие системы согласно законопроекту могут быть как государственными, так и негосударственными.
Законопроектом определяются виды бесплатной юрпомощи и квалификационные требования к лицам, ее оказывающим. Право на такую помощь будут иметь, например, малоимущие граждане, инвалиды I и II группы, ветераны Великой Отечественной войны, дети-инвалиды и дети, оставшиеся без попечения родителей.
К участникам бесплатной государственной системы юридической помощи предлагается отнести федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения, государственные внебюджетные фонды, государственные юридические бюро. В оказании гражданам бесплатной юридической помощи также будут участвовать адвокаты и нотариусы.
Негосударственную бесплатную юрпомощь окажут юридические клиники и негосударственные юридические центры. Предполагается, что юридические клиники будут создаваться в вузах, порядок их создания определит Минобрнауки России. Негосударственные центры бесплатной юридической помощи смогут создавать некоммерческие организации, адвокатские образования, нотариальные палаты, сами адвокаты и нотариусы.
Юридические бюро, созданные Правительством РФ до принятия федерального закона, будут переданы в ведение субъектов РФ.
Софинансирование расходов на оказание бесплатной юридической помощи будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований.
Вторым законопроектом изменения вносятся в отдельные законодательные акты. В частности, в закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", в федеральные законы "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Законопроекты уже поддержаны Комитетом Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, Правительством РФ, ВС РФ и ВАС РФ. При этом ВАС РФ предлагает расширить перечень случаев предоставления бесплатной юридической помощи, в том числе получение такой помощи при рассмотрении дел в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
В проекте не урегулированы вопросы, связанные с оплатой услуг адвокатов, однако закрепляется, что финансирование государственных юридических бюро, а также оплата труда и компенсация расходов адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ. Органы власти последних в связи с этим высказывают опасения, что при снижении доходов региональных бюджетов бесплатную юрпомощь просто перестанут оказывать. Поэтому в законе предлагается предусмотреть возможность возмещения этих затрат из федерального бюджета.
Источник: ИА "ГАРАНТ"