В Госдуме состоялись парламентские слушания на тему «О концепции проекта федерального закона «О поддержке молодёжных и детских общественных объединений», которые провел Комитет по делам молодёжи.
Заместитель Председателя Госдумы Светлана Журова отметила: «Действующий 98-ФЗ был принят 16 лет назад и с тех пор многое в стране изменилось. Во многом изменилось правовое поле, но, главное, – изменилось само отношение к молодежи и молодежным и детским организациям. Усилилось внимание государства к молодежи, к ее проблемам, ее объединениям. Объявленный Президентом России и прошедший в нашей стране в 2009 году Год Молодежи дал мощный импульс развитию молодежных объединений и молодежных инициатив. На федеральном уровне создано министерство молодежной политики, специализированное федеральное агентство по делам молодежи. Практически во всех субъектах Российской Федерации приняты законы о государственной молодежной политике. Я убеждена, что механизмы государственной молодежной политики в нашей стране созданы и, главное, эти механизмы работают.
Но у многих, после того как средства массовой информации перестали после проведения Года Молодежи уделять внимание молодежной политике, возникло ощущение, что Год Молодежи провели для галочки, а в 2010 году о молодежи уже забыли. Это неверное утверждение.
За последние четыре года мы много говорили о необходимости принятия специализированного закона о молодежи, писали концепции, проекты, пытались «пробить» их на всех уровнях власти, защищали законопроект на Государственном Совете. Нормативно-правовое регулирование, которое бы сформировало организационно-правовое поле для реализации государственной молодежной политики, для поддержки молодежных и детских общественных объединений, необходимо.
Комитет по делам молодежи разработал проект нового закона. В проекте закона, который мы сегодня будем с вами обсуждать, есть статья «формы поддержки молодежных и детских объединений». Среди них: финансовая, имущественная, кадровая, информационная, научно-методическая, организационная, консультационная.
Из всех этих форм поддержки я бы особо выделила информационную. Недостаточность профессиональной информационной поддержки молодежных программ и различных молодежных организаций со стороны средств массовой информации – важная составляющая проблемы, которая мешает более эффективно развиваться молодежным и детским организациям. Государственная поддержка молодежи, к сожалению, в настоящий момент не направлена на обеспечение информационной поддержки молодежного и детского движения в Российской Федерации. В результате большая часть конструктивной, позитивной работы детских и молодежных общественных организаций находится в информационной изоляции. Надо менять эту ситуацию, надо привлекать к себе внимание, надо стать интересными для СМИ.
Важна государственная поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и участников молодежных и детских объединений. Отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров в молодежном движении создает проблемы для кадрового обеспечения государственного и коммерческого секторов в перспективе.
Много конструктивных предложений по поддержке молодежных объединений поступает от регионов. Надеюсь, мы обсудим в ближайшее время возможность введения паспорта волонтеров, в котором отражался бы опыт работы молодого человека в молодежном объединении».
Открыл и вел слушания председатель Комитета по делам молодежи Павел Тараканов.
Участники слушаний отметили, что сегодня приоритетным направлением государственной молодежной политики на всех уровнях (муниципальном, региональном, федеральном) должно стать развитие социальной активности молодежи, гражданского самосознания юношества через участие в деятельности молодежных и детских общественных объединений, органов студенческого самоуправления, молодежных парламентов, правительств и иных консультативно-совещательных структур, созданных при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня.
В настоящее время на территории РФ созданы и действуют более 24 тысяч молодежных и детских общественных объединений. В силу возрастных особенностей им в приоритетном порядке необходима поддержка органов государственной власти и органов местного самоуправления для развития и осуществления уставной деятельности в отличие от других общественных объединений, членами которых являются взрослые граждане.
Действующий в России с июня 1995 года Федеральный закон № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" не отвечает требованиям настоящего времени. В нем, в частности, регламентированы требования к ведению только федерального реестра, нет четко прописанного механизма получения поддержки на региональном и муниципальном уровнях.
Отмечалось, что отсутствие четко разработанного механизма получения финансовой поддержки молодежными и детскими объединениями на всех уровнях вынуждает их обращаться к иностранным организациям за получением грантов.
Законопроектом, который обсужден на слушаниях, вводятся такие понятия, как поддержка молодежных и детских общественных объединений, молодежное объединение, детское объединение, расширен перечень принципов, основных положений, являющихся ориентиром при осуществлении поддержки молодежных и детских общественных объединений.
Принятие законопроекта установит понятные и прозрачные процедуры поддержки молодежных и детских объединений органами государственной власти РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления, будет стимулировать создание молодежных и детских объединений и их полноценное вовлечение в работу в правовом поле.
Участники слушаний рекомендовали депутатам Государственной Думы внести законопроект на рассмотрение палаты и принять его, а Правительству РФ – поддержать его принятие в целях реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.