Комитет Госдумы по образованию провел парламентские слушания на тему: "Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества". В дискуссии приняли участие депутаты Госдумы, представители федеральных министерств и ведомств, региональных органов власти, ученые, педагоги, специалисты сферы социальной защиты и реабилитации инвалидов.
Председатель комитета Александр Дегтярев отметил, что внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации безбарьерной среды, но и с препятствиями социального свойства. Это, в частности, стереотипы и предрассудки, отказ учителей, школьников и их родителей принять такую форму обучения.
"Инклюзивное образование учит воспринимать инвалида как равного, с другой стороны инвалид приспосабливается к тому, чтобы жить не среди своих, а как полноценный гражданин среди всех", - сказал Дегтярев.
Замдиректора Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России Сергей Вителис сообщил, что нормы, регламентирующие особенности получения образования инвалидами, включены в проект нового базового закона об образовании, который готовит правительство. Он также отметил, что на создание сети базовых образовательных учреждений общего образования для инклюзивного обучения выделено 9 млрд руб. из федерального бюджета и примерно столько же из региональных. Это даст возможность в течение пяти лет создать безбарьерную среду в 20% общеобразовательных школ.
По итогам обсуждения Федеральному Собранию рекомендовано включить в законодательство об образовании нормы, обеспечивающие реализацию права всех нуждающихся детей на получение бесплатной коррекционной помощи в раннем детском возрасте, право выбора образовательных учреждений - общих или специальных, гарантии создания в образовательных учреждениях условий для обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, правительству предложено создать государственную систему учета, статистики и мониторинга инвалидов, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, что позволит прогнозировать их потребности в образовании и психолого-педагогической помощи.
По мнению участников парламентских слушаний, необходимо установить специальные федеральные государственные образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учитывающие необходимость специального обучения для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих детей, а также для детей с умственной отсталостью, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития.
Источник: ИА "ГАРАНТ"