В планируемом периоде предстоит продолжить поэтапное повышение заработной платы всех педагогических работников - от воспитателей детских садов до профессорского состава высших учебных заведений.
Финансовое обеспечение повышения зарплат педагогических работников государственных вузов будет осуществляться с учетом:
Так, бюджетные ассигнования на повышение оплаты труда профессорско-преподавательского состава федеральных вузов предусмотрены Минобрнауки России:
Будет проведена индексация стипендиального фонда для студентов федеральных образовательных учреждений профессионального образования, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов:
Таким образом, всего объем стипендиального фонда составит:
Минобрнауки определило критерии отнесения студентов к категории нуждающихся.
Не забыты студенты из категории нуждающихся. В 2013 году будет продолжено совершенствование их стипендиального обеспечения. Например, средний размер стипендии для нуждающихся студентов 1 и 2 курсов федеральных вузов, имеющим оценки успеваемости по итогам сданной экзаменационной сессии "хорошо" и "отлично", составит до 5 тысяч рублей в месяц и будет в дальнейшем увеличиваться. Уже предусмотрены Министерством образования и науки России дополнительные бюджетные ассигнования на эти цели в сумме:
В проекте федерального бюджета расходы по разделу "Образование" предусмотрены с некоторым уменьшением против соответствующих расходов 2012 года в сумме:
Основным фактором, повлиявшими на уменьшение расходов на образование, стало завершение ряда проектов, реализуемых в этой сфере, или их обеспечение в меньших объемах в соответствии с планом.
Так, в 2013 году завершается реализация мероприятий:
Кроме этого, в 2013 году будет сокращено финансирование проекта по модернизации региональных систем общего образования, который завершится в 2014 году.
Однако, предусмотренные объемы бюджетных ассигнований должны позволить обеспечить выполнение государственного задания на предоставление услуг в сфере образования с учетом принимаемых Российской Федерацией обязательств в рамках реализации указов Президента Российской Федерации "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
На реализацию направлений и мероприятий приоритетного национального проекта "Образование", одобренных Советом при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики на период до 2013 года, предусмотрено 37,2 млрд. рублей. В 2013 году эта сумма увеличится до 38 млрд. рублей (см. таблицу 1).
Таблица 1. "Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетных федеральных целевых программ и федеральных целевых программ развития транспортной инфраструктуры, образования и науки"
млрд.руб.
Федеральные целевые программы | 2012 год (закон с учетом изменений) | 2013 год | 2014 год | 2015 год | ||
проект | в %% к предыду- | проект | в %% к предыду- | проект | ||
ВСЕГО | 1173,9 | 1140,6 | 97,2 | 1128,2 | 98,9 | 1197,4 |
ФЦП развития образования на 2011 - 2015 годы | 12,2 | 11,1 | 90,8 | 9,7 | 87,1 | 17,6 |
ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы | 25,0 | 16,9 | 67,5 | - | - | - |
На 2014 и 2015 годы бюджетные ассигнования предусмотрены на обеспечение длящихся обязательств в рамках приоритетного национального проекта "Образование" составят 9,7 и 17,6 млрд. рублей соответственно. Из них на мероприятия по поддержке программ развития ведущих российских университетов предусмотрено 8,3 млрд. рублей ежегодно, поощрению лучших учителей - 0,2 млрд. рублей ежегодно, государственной поддержке талантливой молодежи - 0,2 млрд. рублей ежегодно.
Отметим, что несмотря на снижение ассигнований на этот нацпроект, расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на образование имеют положительную динамику, что соответствует положениям Бюджетного послания Президента РФ (см. таблицу 2).
В основу формирования бюджета в целом и по разделу «Образование», в частности, легли макроэкономические показатели, характеризующие ожидаемый рост российской экономики. Однако, существует ряд внешнеэкономических рисков, которые в среднесрочной перспективе способны оказать негативное влияние на его динамику. В первую очередь, Минфином РФ принималось во внимание вероятность начала нового кризиса в мировой экономике, во вторую - общемировое снижение цен на энергоносители.
Таблица 2. Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сфере образования
млрд.руб.
Наименование | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год |
Образование, всего | 2 453,4 | 2 754,1 | 2 897,0 | 3 156,5 |
удельный вес в общей сумме расходов бюджетов бюджетной системы РФ, % | 10,8 | 11,2 | 11,0 | 11,0 |
Для справки: Подробную информацию об Основных направлениях бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов для других разделов бюджета можно получить из соответствующего документа Министерства Финансов РФ.
Источник: ИА "ГАРАНТ"