Вчера на совещании по вопросу модернизации региональных систем общего образования выступил с докладом Министр образования и науки РФ Д.Ливанов.
Министр согласился с Президентом РФ, что повышение социального статуса педагогов и повышение их заработной платы – это одно из важнейших направлений работы его Министерства. Он отметил, что в России зафиксирована положительная динамика роста зарплат педагогов. По его словам в 62 регионах в декабре 2011 года средняя зарплата учителей достигла или даже превысила среднюю зарплату по экономике региона. При этом в 21 регионе ее увеличение произошло на 30 и более процентов за год. «Если сравнивать сентябрь 2012 года и сентябрь 2011 года, то заработная плата подросла еще на 18 процентов в среднем по стране. Рост произошёл в 80 регионах, в трёх регионах произошло незначительное сокращение: это республики Бурятия и Дагестан, Архангельская область» - сказал Министр.
На уровне региональных управлений образования снижение зарплат объясняют тем, что произошло сокращение нагрузки учителей. «Мы внимательно следим за этой ситуацией, действительно, сокращение не должно фиксироваться даже незначительное» - подчеркнул Д. Ливанов.
Наибольший рост заработной платы отмечен в Карачаево-Черкесии и Москве – свыше 50 процентов, в Рязанской, Тюменской областях – более чем на 30 процентов. По мнению Министра «именно те регионы, которые активно используют новые формы финансирования, активно переходят на нормативно-подушевое финансирование и на новую систему оплаты труда учителей, добиваются существенного прогресса в уровне оплаты их труда».
По мнению Ливанова, важен не только размер заработной платы, но и правила, по которым зарплата выплачивается. Сейчас в разных регионах существует несколько моделей оплаты труда педагогов, но общее для них всех – это наличие базовой и стимулирующей части. Большинство регионов придерживаются, рекомендованному Министерством, соотношения 70 на 30 процентов. Министр считает очень важным, что «во всех системах оплаты труда, которые сегодня применяются, учитываются выплаты за интенсивность труда, за различные виды работ учителя, причем не только преподавательской, но и воспитательной».
Как сообщил Министр, недавно в регионы была отправлена, подготовленная Министерством образования и науки РФ, новая методика расчёта уровня средней заработной платы отдельных категорий педагогических работников. В течение недели Министерство будет собирать предложения и замечания по этой методике. «Уже с 2013 года она должна заработать и обеспечить в каждом регионе единый подход к вопросам, связанным с повышением зарплаты труда педагогических работников» - доложил Министр.
Дмитрий Ливанов обратил внимание, что до сих пор у учителей возникают вопросы, связанные с начислением заработной платы. По его мнению, это происходит из-за «недостаточной информированности, недостаточного вовлечения учительского сообщества конкретной школы в выбор той или иной модели оплаты труда».
В Министерстве фиксируются случаи, когда повышения зарплаты происходит только за счёт роста учительской нагрузки, т. е. за счет увеличения количества ставок, на которых работает учитель. «Мы считаем, это неправильно. Безусловно, это может использоваться, интенсивность труда должна повышаться, но и очень важно, чтобы увеличивался размер оплаты за ставку учителя. А ставка учителя сегодня – это 18 уроков в неделю и ещё столько же учитель работает дополнительно над подготовкой к урокам, над проверкой заданий и так далее» - сказал Министр.
Источник: Редакция сайта edu.garant.ru