«Самая сильная сторона закона об образовании – его социальная составляющая», - заявила председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина, представляя документ. По словам сенатора, этот акт направлен на создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования.
Парламентарий напомнила, что действующему закону уже двадцать лет, и за это время в него было внесено 83 изменения. «За прошедшие годы многое изменилось. В условиях модернизации возникла необходимость вывода российской системы образования на качественно новый уровень, который отвечал бы вызовам времени, учитывал мировые тенденции», - подчеркнула сенатор.
Зинаида Драгункина отметила, что в законе сохраняются базовые принципы и нормы, закрепленные действующим законодательством и оправдавшие себя на практике. Среди них: бесплатность образования, его доступность и качество, право выбора образовательной организации, обучение на родном языке, государственно-общественный характер управления образованием и другие.
По ее словам, законом закрепляются новые серьезные положения, в том числе современные требования к образованию, такие как новые образовательные технологии, новые методы обучения, сетевое взаимодействие образовательных организаций. Кроме этого особое место отводится созданию условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Как заметила Зинаида Драгункина, вводится норма о приеме на подготовительные отделения вузов на бюджетной основе лиц, нуждающихся в социальной помощи.
Сенатор сообщила, что при подготовке законопроекта ко второму чтению было внесено более 1600 поправок. «Мы рассмотрели их совместно с депутатами Госдумы. Сразу хочу проинформировать, что 575 из них были приняты, 950 – отклонены. Среди внесенных поправок – поправки двадцати моих коллег-сенаторов», - пояснила Зинаида Драгункина. После принятия поправок, считает парламентарий, многие нормы закона стали более точными и содержательными.
Она также добавила, что теперь ежегодно Федеральному Собранию будет представляться доклад Правительства о реализации государственной политики в сфере образования.
Зинида Драгункина отметила, что в законе расширены возможности применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе использование электронных учебников и учебных пособий. Теперь законодательно закрепляется проведение мониторинга системы образования, в том числе систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменения его результатов.
Глава профильного Комитета Сове6та Федерации напомнила, что в российском обществе учителю всегда отводилась особая роль. В новом законе удалось сохранить права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
По мнению сенатора, в связи с принятием данного документа впереди предстоит большая работа, связанная с внесением изменений в 102 федеральных закона. «Считаю этот закон судьбоносным. И нам предстоит просветительская работа: научить и помочь жить и работать по этому закону. Мы должны дойти до каждого региона, каждого населенного пункта, каждой школы», - считает парламентарий.
Как подчеркнула Зинаида Драгункина, профильный Комитет Совета Федерации будет осуществлять мониторинг его правоприменительной практики и о результатах информировать своих коллег. «Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года. Поэтому у нас есть еще и прекрасная возможность – разъяснить положения закона на августовских педсоветах», - заметила сенатор.
Выступивший на заседании Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов назвал закон сбалансированным документом, в основу которого заложены основы для дальнейшего развития образования в нашей стране. По его словам, закон в целом обеспечивает доступ к качественному образованию каждому гражданину. Особое внимание министр обратил на информационную открытость образования.