Председатель Госдумы Сергей Нарышкин провел рабочее совещание координаторов групп по подготовке концепции учебно-методического комплекса по истории России.
Открывая совещание, он сообщил, что редакционные группы, в которые вошли учителя, преподаватели университетов и методисты, в течение двух месяцев работают над новой концепцией преподавания истории.
По итогам работы, которую координирует Российское историческое общество, должны быть подготовлены три документа:
К "дискуссионным вопросам", по мнению участников совещания, относится советский период и история формирования многонационального государства.
С.Нарышкин подчеркнул, что единая концепция исторического образования не исключает плюрализма оценок и суждений в рамках научных исследований, а также разнообразия методик преподавания отечественной истории на различных этапах обучения. Председатель Госдумы отметил также ряд принципиальных моментов, которые важно отразить в концепции. Так, в ее основе должны лежать фундаментальные объединяющие идеи, в частности, история формирования территории России и единого многонационального народа. Следует "подумать о механизмах согласования исторических версий в региональных и федеральных учебниках". Кроме того, пора "поставить точку в дискуссии о линейном или концентрическом преподавании истории" и, наконец, четко соотнести содержание курсов отечественной и всемирной истории с другими общественно-гуманитарными дисциплинами.
Министр образования и науки Дмитрий Ливанов сообщил, что первоначальный проект концепции подготовлен и будет вынесен на общественное обсуждение, в том числе на августовских педсоветах. Окончательно утвердить новые стандарты преподавания истории и концепцию учебников планируется в октябре 2013 года. Тогда же будет объявлен конкурс по разработке единых учебников для средней школы. Начиная с 13 июня 2013 года на официальном сайте Минобрнауки РФ можно ознакомиться с «Дорожной картой» по подготовке единых учебников по истории России для средней школы».
В ходе совещания Министр культуры, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский указал на необходимость синхронизации курсов отечественной и всемирной истории. Такая синхронизация, уверен он, поможет лучше понять взаимосвязь истории разных государств. Кроме того, он предложил больше внимания уделить истории российской культуры.
Декан исторического факультета МГУ Сергей Карпов призвал не бояться сложных исторических вопросов. "Есть события, по которым в обществе не может быть единой оценки, - сказал он. - Не надо бояться выражать ту точку зрения, которая максимально отражает геополитические интересы страны".
В ходе обсуждения участники совещания пришли к единому мнению о необходимости возврата от концентрической к линейной системе школьного обучения истории. Учитель истории и обществознания московской гимназии № 1505, лауреат премии "Учитель года-2011" Антон Молев отметил, что такая система позволит лучше учесть возрастные особенности обучающихся и связать историю с другими гуманитарными предметами. Вместе с тем, один из сторонников линейной системы - директор института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян высказался против «кардинальной ломки». Он предложил установить переходный период и определить, что следует преподавать на уроках истории в старших классах. Решение о переходе к линейной системе должно быть принято до 1 ноября, то есть до начала разработки новых учебников.
В совещании также приняли участие ректор МГИМО Анатолий Торкунов, руководитель Аппарата Счетной палаты, научный руководитель Фонда современной истории Сергей Шахрай, директор Института археологии РАН Николай Макаров, директор Института российской истории Юрий Петров, начальник аналитического управления Госдумы Андрей Петров.
Источник: Редакция сайта edu.garant.ru