Подведены итоги реализации проекта модернизации региональных систем общего образования (МРСО)
- На заседании Правительства России, состоявшемся 23 января, обсуждались итоги реализации проекта модернизации региональных систем общего образования. Министр образования РФ Дмитрий Ливанов заявил об очевидности позитивных результатов проекта. Он рассказал о том, что в начале реализации проекта МРСО стояло пять основных задач:
- это серьёзное повышение зарплаты учителей;
- привлечение молодых учителей в систему общего образования;
- обеспечение инфраструктурных условий для введения новых федеральных образовательных стандартов;
- оптимизация сети образовательных организаций, создание базовых школ и филиалов;
- развитие в школах информационных технологий.
- Министр образования РФ отметил, что на сегодняшний день все задачи проекта решены.
- По первой задаче - в начале реализации проекта средняя заработная плата учителей составляла 15,9 тыс. рублей, это было примерно 70% от средней заработной платы по экономике России. Сегодня заработная плата учителей превышает 28 тыс. рублей, это 95% от средней заработной платы в нашей стране. В большинстве регионов России средняя заработная плата педагогов общего образования не только достигла, но и превысила среднюю по региону. Лучшие показатели здесь в пяти субъектах Российской Федерации: Хабаровский край, Тверская область, Ставропольский край, Кабардино-Балкария, Ямало-Ненецкий автономный округ.
- Относительно привлечения молодых учителей в систему общего образования, то доля молодых учителей со стажем до пяти лет выросла с 8 до 13%. За два последних года число молодых учителей в школе увеличилось на 20 тыс. и составило всего 80 тыс.
- Существенные подвижки произошли и в обеспечении условий для реализации в школах новых современных федеральных государственных образовательных стандартов. Например, приобретено более 66 млн единиц учебной литературы, пополнен фонд более чем 94% школ; осуществлены ремонты: текущий – более чем в 20 тыс. школ, капитальный – более чем в 9 тыс. школ. Приобретено оборудование – учебно-лабораторное, компьютерное, спортивное, медицинское, оборудование для школьных столовых.
- Также важно отметить, что структурирование сети сельских школ, создание базовых школ сделало обучение доступным для всех детей из ближайших населённых пунктов, а старшеклассникам дополнительно предоставило возможность выбора индивидуальной образовательной траектории.
- Важнейшей целью проекта было и развитие в школах информационных технологий. Так, к концу 2013 года более 98% школ имеют устойчивую интернет-связь, а в почти половине школ, ранее имевших интернет, пропускная способность трафика значительно ускорена. Почти 30 тыс. школ обновили программное обеспечение, приобрели современные электронные образовательные ресурсы и как следствие увеличилось количество школ, осуществляющих дистанционное обучение.
- Дмитрий Ливанов отметил, что, несмотря на очевидные достижения, остаются и проблемы в этом секторе. В связи с демографическими процессами растет потребность в дополнительных местах в школах, в то же время существует большое количество школ, расположенных в старых зданиях, которым требуется капитальный ремонт. Поэтому на следующих этапах реализации проекта Дмитрий Ливанов призвал уделить особое внимание — модернизации инфраструктур общего образования, включая строительство и реконструкцию зданий школ в соответствии с требованиями к современным условиям обучения.
- На заседании Правительства РФ выступил также и губернатор Хабаровского края — Вячеслав Шпорт, который рассказал о развитии образования в крае. Он отметил, что за три года Хабаровский край получил из федерального бюджета серьёзную финансовую поддержку в размере 1 млрд 336 млн рублей. Усилия края были направлены на то, чтобы в максимальной степени повысить статус учителя, улучшить его социальное самочувствие. Заработная плата педагогических работников школ за три года выросла в 2 раза. Помимо федеральных мер поддержки в крае показали свою эффективность программа сберегательного капитала для педагогов, работающих в труднодоступных и отдалённых школах, 35-процентная надбавка молодым специалистам, доплата за высшую квалификацию (категорию) в размере 7 тыс. рублей и другие. И поэтому на сегодня почти четверть школьных педагогов – молодые люди в возрасте до 35 лет.
- Большое внимание в Хабаровском крае было уделено и созданию современных условий для обучения детей, включая меры по благоустройству и оснащению школ. Это позволило перейти на новый качественный уровень обучения, успешно вводить в школах новые государственные образовательные стандарты, создавать новые модели школ (школы возрастных ступеней, цифровые школы, школы полного дня).
В настоящий момент решается и вопрос со строительством новых школ и ремонтом ветхих и аварийных. В строительство объектов образования за пять лет вложено 5,5 млрд рублей из консолидированного бюджета края.
Также Вячеслав Шпорт рассказал присутствующим об эффективном проекте, действовавшем на федеральном уровне, по капитальному ремонту школ на условиях софинансирования. «Сегодня требуется не только капитальный ремонт, но и замена школ, которые ещё с прошлого века, устаревшие, ветхие... Есть предложение – рассмотреть возможность распространения действия такого же механизма софинансирования данного проекта по строительству новых школ с современными условиями». Дмитрий Медведев отреагировал на такое предложение заявлением о необходимости обсудить этот вопрос на совещании, оценив предварительно потребности и финансовые затраты.
Источник: По материалам официального сайта Правительства РФ