Дискуссионный клуб «Ант Фактум» (НИУ ВШЭ) принял участие в работе круглого стола, посвященного обсуждению проблемных вопросов, связанных с исполнением судебных решений, в рамках деятельности Федеральной службы Судебный Приставов РФ.
Данное мероприятие проводится ежегодно, при поддержке Проекта «Общественная Дума» и правового комитета Ассоциации молодых предпринимателей России. В рамках обсуждений, рассматриваются проблемные вопросы применения действующего законодательства и предлагаются конкретные практические рекомендации по устранению выявленных коллизий, пробелов и несовершенства правового регулирования. Предложения, выработанные участниками подобных дискуссий, как правило, составляют основу для дальнейшего принятия на их основе комплексных решений, нацеленных на искоренение обнаруженных проблем.
В круглом столе приняли участие:
Первая проблема, затронутая в рамках дискуссии, была посвящена обращению принудительного взыскания на доли в обществах с ограниченной ответственностью. На текущий момент, по заверениям юристов, судебные приставы-исполнители игнорируют положения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Суть обозначенной проблемы в том, что, как правило, при обращении взыскания на долю в ООО, приставы требуют выдела доли должника из компании и проведения ее оценки на основе рыночной стоимости, а не на основе ее действительной (фактической) стоимости, (которая определяется по данным бухгалтерской отчетности, а не по результатам публичных торгов, либо по результатам сравнения с аналогичными ценами на схожее по параметрам имущество).
Актуальным также являлся и вопрос о расширении полномочий сотрудников правоохранительных органов, в частности ГАИ, а именно наделении их полномочиями по задержанию и принудительному приводу должников, уклоняющихся от исполнения своих обязательств в рамках исполнительного производства. Напомним, что на текущий момент такие операции возможны, но исключительно в присутствии сотрудников ФССП. С нашей точки зрения, данное предложение потенциально несет в себе коррупциогенный элемент, поскольку сотрудники правоохранительных органов вполне могут злоупотреблять своими полномочиями, путем применения к должникам методов шантажа и вымогательства денежных средств, под предлогом сохранения данных о его местонахождении в тайне от службы ССП. Среди прочего вызывает и сомнения в эффективности организации процесса обмена информацией между службами. Открытым остается вопрос и по поводу предоставления доступа сотрудниками силовых ведомств к соответствующему реестру должников, в отношении которых отрыто исполнительное производство.
Другой вопрос, освещенный в рамках дискуссии – выделения в рамках исполнительного производства категории споров, по которым предстоит в принудительном порядке обратить взыскание в зависимости от величины задолженности. Так к примеру, участие судебных приставов может быть обязательным при наличии заложенности от 5000 тыс. рублей и выше. В случае же если задолженность не достигает указанного порога, в дело могут подключатся исключительно представители со стороны взыскателя (которые организуют процесс самостоятельно, но при этом вправе обращаться в службу судебных приставов, с целью получения от них поддержки). Предложение нацелено в первую очередь на разгрузку ФССП, что может значительно повысить качество оказываемых услуг судебными приставами, которые на текущий момент буквально завалены работой.
Предложения, поступившие от клуба «Ант Фактум», носят организационный характер, с далеко идущими перспективами. Предлагается создать на базе электронной площадки «Мой арбитр», систему получения исполнительных листов в электронной форме. Каждый исполнительный лист заверялся бы электронной цифровой подписью судьи, либо старшего судебного пристава и направлен в личный кабинет участника спора. Это существенно бы облегчило и упростило процедуру получения документов. Снизилась бы вероятность их утери и порчи. Самоустранились бы проблемы выдачи дубликатов.
Со стороны клуба также предлагалось создание при каждом районном суде общей юрисдикции отдела исполнительного производства, который бы занимался выпиской исполнительных листов на решения, вынесенные данным судом, с последующим возбуждением исполнительного производства в более короткие сроки, что особенно важно для субъектов предпринимательской деятельности.
Среди прочих интересных предложений, по изменению законодательства об исполнительном производстве, можно отметить возможность наделения судебных приставов полномочиями реализовывать дорогостоящее имущество должника по рыночной стоимости с публичных торгов, и при этом на вырученные деньги приобрести для него менее дорогостоящее. На текущий момент положения ГПК запрещают обращать взыскание на конкретный перечень вещей должника: к примеру, на объекты недвижимого имущества, если оно является единственным пригодным для его проживания. При этом, на практике случается так, что должник формально попадает под данные условия, но при этом имеют место с его стороны злоупотребления.
Еще одной проблемой обсуждаемой в рамках стола, явилось невозможность взыскания денежных средств по долгам государственных и муниципальных учреждений и органов государственной и муниципальной власти, по причине дефицитности бюджетов субъектов и муниципалитетов. Данная проблема с нашей точки зрения могла бы быть разрешена путем наделения таких субъектов возможностью предложить кредитору вместо взыскания долга в денежном выражении - предоставлением ему услуг, которые оказывают органы, на безвозмездной основе, до тех пор, пока не будет погашена значительная часть задолженности.
Дополнительно, в рамках дискуссии были обсуждены проблемы: утери исполнительных листов, волокиты в действиях судебных приставов, вопросы низкой квалификации специалистов, высокая текучка кадров, незаинтересованность судебных приставов в исполнении своих служебных обязанностей ввиду низкого материального и социального обеспечения.
Предложения по реформированию института исполнительного производства, выработанные на данном мероприятии, будут в скором времени представлены Президенту РФ, В.В. Путину.