Гряда Э. А.: "Никакие цифровые технологии не могут заменить полноценное общение преподавателя и обучающегося"

Гряда Э. А.: "Никакие цифровые технологии не могут заменить полноценное общение преподавателя и обучающегося"Наши коллеги из АПИ ГАРАНТ (г. Краснодар) поговорили с кандидатом юридических наук, зав. кафедрой гражданского процесса, юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина Элеонорой Александровной Грядой

1. Элеонора Александровна, впервые познакомившись с вами, интересно было узнать: почему вы выбрали именно профессию преподавателя?


Правильно выбрать профессиональный путь – сложная задача для любого человека. Первоначально выбор был сделан в пользу профессии юриста, и только впоследствии – преподавателя. Основы юридической науки в университете постигались благодаря труду великолепных ученых, творческая деятельность которых вызывала не только уважение, но и вдохновение к постоянному поиску нестандартных правовых решений, ответов на неочевидные вопросы. Именно студенческие годы сформировали ценность умения объяснить сложные вещи простыми категориями, понимание важности этого процесса и желание поделиться своими достижениями с теми, кто находиться в таком же поиске.

2. Кем вы были, если бы на нашей планете не существовала профессия педагога?


Скорее всего, эта та сфере деятельности, в которой необходимо искать решения, делать выводы и добиваться результата. Юристом, конечно.

3. Желание преподавать студентам у вас с детства или все-таки преобладали другие интересы? Например, балет, пение, может быть робототехника?

В мои детские годы понятия «робототехника» не существовало. Я не пою и танцую. В детстве желания преподавать студентам, конечно, не было. Но было желание донести информацию широкому кругу пользователей, поэтому в школьные годы вела детскую колонку в местной газете и на каникулах работала редактором отдела радиоинформации.

4. Назовите три причины почему ваша профессия делает наш мир лучше?


Во-первых, в процессе обучения мы видим конкретный результат – подготовку высококвалифицированного специалиста, способного защитить права и упорядочить конкретную сферу правоотношения.

Во-вторых, выпускник юридического факультета является носителем правовой культуры, что является важнейшим фактором развития правового государства и гражданского общества.

В-третьих, в процессе обучения приобретается навык логического мышления, способность выбирать вариант поведения в четком соответствии с законом.

5. Расскажите про ваш путь от преподавателя до заведующей кафедры. Может у вас есть вдохновляющая история для нашей аудитории?

Путь самый обыкновенный. Окончила юридический факультет Кубанского государственного аграрного университета. Вопрос о необходимости продолжения обучения для меня не был сложным и решение о поступлении в аспирантуру было естественным. Наука и преподавание – неразделимые части образовательного процесса, это обстоятельство и предопределило профессиональный путь.

И только при приобретении многолетнего опыта преподавательской работы, возникает желание быть членом высокопрофессиональной команды, деятельность которой направлена на организацию учебного процесса в рамках конкретной образовательной программы.

Что касается вдохновляющей истории, вопрос сложный. Источник вдохновения у каждого свой и шаблоны здесь неприемлемы. Меня всегда воодушевлял пример человека, способного найти разумное сочетание профессиональных и личных интересов, который чувствует удовлетворение от результатов своего труда. Такая обычная жизненная история.

6. В каких проектах сейчас участвуете? Или планируете в будущем участвовать?

«Проект» – понятие широкое. Они могут быть глобальными и обычными, личными и профессиональными, постоянными или временными. Для любого преподавателя высшей школы – проведение научных исследований всегда является постоянным глобальным профессиональным проектом.

Среди интересных и первоочередных проектов, реализуемых нашей кафедрой, можно выделить развитие системы бесплатной юридической помощи в рамках деятельности Юридической клиники Кубанского ГАУ, которая представляет собой проект межотраслевой интеграции науки, образования и практической деятельности, создаваемый на основе различных форм участия работников и обучающихся Университета для осуществления деятельности в области бесплатного юридического консультирования.

Для реализации таких профессиональных проектов возможность оперативного получения достоверной правовой информации сложно переоценить.

7. Сегодня как никогда актуальная тема цифровых технологий. Думаю, вы заметили, что в настоящее время все большее количество преподавателей начинают пользоваться цифровыми технологиями.


Недавно я ознакомилась с исследованием Аналитического центра НАФИ «Цифровая грамотность российских педагогов»

И в целом во многих источниках цифровую грамотность преподавателя определяют по следующим индикаторам:

  • умение искать и находить информацию
  • легкость в использовании цифровых устройств
  • умение искать новости, проверять их достоверность
  • умение пользоваться мессенджерами и социальными сетями
  • готовность работать с новыми приложениями

А по каким параметрам вы оцениваете цифровую грамотность вашего педагогического состава? Какие у вас существуют требования для преподавателей? Какое место занимает цифровая грамотность среди них?

Все указанные Вами индикаторы важны и в настоящее время невозможно осуществлять преподавательскую деятельность без минимальных навыков в использовании цифровых технологий. В университете используется множестве сервисов, направленных на совершенствование и оптимизацию образовательного процесса, создана электронная информационная образовательная среда. Преподаватели должны обладать навыками работы в личных кабинетах, вносить данные в автоматизированные системы, пользоваться данными электронных библиотек.

Требования для преподавателей нашей кафедры, как и факультета в целом, по данному направлению обусловлены и содержанием государственного образовательного стандарта. Весь профессорско-преподавательский состав регулярно повышает квалификацию по программе «Информационно-коммуникационные технологии в образовательной деятельности».

8. Считаете ли вы проблемной тему цифровой грамотности преподавателей именно на региональном уровне?

Нет. Уровень цифровой грамотности в профессиональной среде вряд ли зависит от региона. Использование необходимых информационных ресурсов и приобретение навыков не обусловлено географическим местом нахождения пользователя.

Кроме того, уровень грамотности не зависит и от возраста. Как показала практика, более старшая возрастная группа при обучении ориентируется даже быстрее, чем молодые преподаватели.

9. Верно ли я понимаю, в вашей работе необходимо правильно организовывать свое время. Уверена, что также для оптимизации своей деятельности вы пользуетесь мобильными приложениями. Поделитесь наиболее эффективными среди них? (например, трелло, телеграм, todolist…)

Вы правы. Ускорение и увеличение объема поставленных задач – тенденция нашего времени. Однако при планировании своих задач я пользуюсь не приложениями, а профессиональными ежедневниками. Возможно, это личная потребность записывать рукой.

В тоже время указанные приложения считаю очень эффективными и незаменимыми для организации командной работы.

10. Так как весь предыдущий год мы учились дистанционно, скажите, что было самым положительным лично для вас и для вашей работы при переходе на дистанционный формат?


Вопрос сложный. Никакие цифровые технологии не могут заменить полноценное общение преподавателя и обучающегося, непосредственную передачу знаний и опыта. Однако в сложившейся ситуации использование дистанционных технологий является единственной альтернативой традиционному образовательному процессу.

Положительные моменты есть: дистанционный формат открыл возможности более оперативной работы, более быстрого решения задач посредством организации совещаний и мероприятий. Поэтому для себя считаю оптимальным разумное сочетание различных форматов обучения.

11. Какие открыли для себя новые цифровые технологии? Какими из них пользуетесь на данный момент? Может среди них есть специальные сервисы для преподавателей, например, Class Dojo, Telegram, Padlet, Google classroom, TimeTable?

Cisco Webex, с действительно высокой степенью вовлеченности всех участников.

12. Скажите, по вашему мнению, какое место цифровые технологии должны занимать в образовательном процессе в будущем?

Применение цифровых технологий – необходимое условие оказания качественных образовательных услуг.


БЛИЦ-КРИК «Я ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ СИСТЕМЫ ГАРАНТ»

От нас короткие вопросы, вы можете отвечать коротко или не коротко

1. Давно сотрудничаете с АПИ ГАРАНТ?

Да, с 2000 года как индивидуальный пользователь, с 2019 года на основании договора о взаимном сотрудничестве с ФГБОУ ВО «КубГАУ».

2. Что больше цените в нашем сотрудничестве?

Надежность и стабильность.

3. Систему ГАРАНТ рекомендовали коллегам?


Да.

4. Конструктор правовых документов или система Сутяжник?

Конструктор правовых документов важен для развития навыков у обучающихся, сутяжник – интересен преподавателю.

5. Энциклопедия решений или ответы Правового консалтинга?

Оба.

6. Какие новые материалы вы хотели бы видеть в учебном комплекте Гарант?

Вебинары.

7. По вашему мнению, какой сервис самый востребованный среди студентов?

Основные документы, учебники и учебные пособия, конструктор правовых документов

8. А среди преподавателей?

Документы, судебная практика, классика российского правового наследия, публикации журналов.

И в заключение нашего прекрасного интервью, Элеонора Александровна, мы хотели бы получить от вас обратную связь касательно нашей Программы поддержки учебных заведений. Какие сценарии развития программы вы видите? Мы будем рады любым вашим идеям, чтобы стать еще лучше!

Будем рады продолжить наше сотрудничество и расширить сферу взаимодействия. Регулярное обучение студентов и преподавателей дополнить возможностью партнерской работы при организации конференций и иных мероприятий, записью видео лекций наших преподавателей.

Спасибо!

 

 

Другие интервью со студентами и преподавателями вы можете найти по ссылке:


Радченко Н.В.: "Дистанционные технологии будут и дальше развиваться, и оперативно внедряться в процесс обучения"
Радченко Н.В.: "Дистанционные технологии будут и дальше развиваться, и оперативно внедряться в процесс обучения"
Интервью с преподавателем ГБПОУ КК «Апшеронский лесхоз-техникум» Натальей Владимировной Радченко
"Юрилическая клиника - это практикоориентированное обучение где происходит соединение теории с практикой"
"Юридическая клиника - это практикоориентированное обучение, где происходит соединение теории с практикой"
Интервью с руководителем юридической клиники Оренбургского государственного университета Еленой Михайловной Рузаевой
Ольга Николаевна Шмидт: «Новгородский агротехнический техникум стал для меня вторым домом»
Ольга Николаевна Шмидт: «Новгородский агротехнический техникум стал для меня вторым домом»
Интервью с заместителем директора по учебно-методической работе ОГБПОУ «Новгородский агротехнический техникум» Шмидт Ольгой Николаевной.