Общефедеральные стандарты и требования в области образования едины для всех субъектов Российской Федерации, но в каждом субъекте РФ, имеющем свою региональную экономическую, национальную и социально-культурную специфику, они отражаются в местном законодательстве с учетом этой специфики. В Москве отношения, связанные с реализацией права граждан на образование, в дополнение к федеральному законодательству регулируются также законами города Москвы.
Государственный орган управления образованием города Москвы - Департамент образования города Москвы - создает окружные управления образования.
Функции и полномочия учредителя в отношении государственной образовательной организации осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, в отношении муниципальной организации - органом местного самоуправления соответствующего городского округа.
В целях максимального удовлетворения потребностей детей и их родителей (законных представителей) в получении общедоступного, бесплатного и качественного общего образования Правительство Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы, создает типовые и нетиповые государственные образовательные организации:
- детский сад, в том числе детский сад для детей раннего возраста и детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;
- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников (познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому, физическому);
- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции ограничений возможностей здоровья одной и более категорий детей;
- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
- детский сад комбинированного вида;
- центр развития ребенка - детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям - познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому, физическому;
- детский сад с этнокультурным (национальным) компонентом образования;
- начальная школа - детский сад;
- начальная школа - детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;
- прогимназия - вид государственной образовательной организации для детей дошкольного и младшего школьного возраста, реализующей общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других) и обеспечивающей их разносторонним образованием, позволяющим продолжить обучение в общеобразовательной организации любого вида;
- специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад;
- начальная общеобразовательная школа;
- основная общеобразовательная школа;
- средняя общеобразовательная школа;
- средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов - вид государственной общеобразовательной организации, реализующей общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающей дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам начиная с 1 (2), 5-6 (7), 7 (8) класса;
- гимназия - вид государственной общеобразовательной организации, реализующей общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающей подготовку обучающихся к активному интеллектуальному труду, творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук на основе интеграции содержания гуманитарного образования. Гимназия может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования;
- лицей - вид государственной общеобразовательной организации, реализующей общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающего профильную подготовку обучающихся 8-11, 9-11, 10-11 классов и, по решению городского органа управления образованием, 7-11 классов и формирование у них навыков самостоятельной проектной и научно-исследовательской деятельности;
- общеобразовательная школа-интернат начального общего образования;
- общеобразовательная школа-интернат основного общего образования;
- общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования;
- общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов;
- гимназия-интернат;
- лицей-интернат;
- санаторная школа-интернат;
- санаторно-лесная школа;
- кадетская школа - вид государственной общеобразовательной организации, реализующей общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего и дополнительного образования, обеспечивающие подготовку обучающихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще;
- кадетская школа-интернат - вид государственной общеобразовательной организации, реализующей общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего и дополнительного образования, обеспечивающие подготовку обучающихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще;
- специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;
- специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат;
- специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья;
- детский дом-школа;
- школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- специальная общеобразовательная школа;
- средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (национальным) компонентом образования - вид государственной общеобразовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы по изучению национальных языков, истории, культуры и традиций народа - носителя языка;
- средняя общеобразовательная "Школа надомного обучения" - вид государственной общеобразовательной организации, реализующей общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающей лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность получения в условиях, адекватных их физическим особенностям, образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, а также социальную адаптацию и интеграцию в обществе (в соответствии с перечнем заболеваний, по которым детям рекомендуется индивидуальное обучение на дому);
- начальная общеобразовательная "Школа здоровья";
- основная общеобразовательная "Школа здоровья";
- средняя общеобразовательная "Школа здоровья";
- центр образования "Школа здоровья";
Примечание. "Школы здоровья" - виды государственных общеобразовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и обеспечивающих комплексное решение задач по образованию, оздоровлению обучающихся с проблемами здоровья и профилактике заболеваний;
- центр образования - вид государственной общеобразовательной организации, реализующей общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, программы профессиональной подготовки обучающихся и дополнительного образования на основе преемственности, непрерывности, доступности и личной ориентации обучающихся с учетом образовательных запросов населения;
- вечерняя (сменная) общеобразовательная школа;
- открытая (сменная) общеобразовательная школа.
Нетиповые государственные образовательные организации создаются в целях обеспечения возможностей получения общего образования для детей, проявивших выдающиеся способности, детей, имеющих повышенную мотивацию к обучению, детей с ограниченными возможностями здоровья и других категорий детей, для которых требуется создание особых условий для реализации ими права на образование.
Модели нетиповых государственных образовательных организаций, а также особенности организации образовательного процесса в типовых государственных образовательных организациях отрабатываются в рамках экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой на экспериментальных образовательных площадках города Москвы в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.
Общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных организациях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в организациях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования и других государственных образовательных организациях, в которых созданы условия для реализации общеобразовательных программ, а также в негосударственных образовательных организациях.
См. также:
Есть вопросы, на которые вы не смогли найти ответы по ссылкам выше? Задавайте их на форуме или по электронной почте eduweb@garant.ru. Мы постараемся на них ответить.
Пользователи соцсети "ВКонтакте" могут обсудить проблемы общего образования в нашей группе "ГАРАНТ. Образование". Специально для вас мы открыли обсуждение "Общее образование". Обсуждайте, задавайте вопросы, помогайте отвечать. Добро пожаловать!