«Профессия учителя, преподавателя – одна из самых замечательных»

Интервью с проректором по образовательной деятельности Алтайского государственного педагогического университета Тяпкиным Михаилом Олеговичем.

Интервью с проректором по образовательной деятельности Алтайского государственного педагогического университета Тяпкиным Михаилом Олеговичем.

Добрый день! Понимаю, что наших читателей в большей степени интересуют жизнь вуза и вопросы взаимодействия с системой ГАРАНТ, поэтому о себе очень коротко. Родился и вырос в Барнауле. По образованию историк и юрист: закончил исторический факультет Алтайского государственного университета и Барнаульский юридический институт МВД России. Доктор исторических наук. Больше 20 лет работал в Барнаульском юридическом институте МВД России. Проходил службу на должностях начальника кабинета спецдисциплин на кафедре информатики и спецтехники, преподавателя, старшего преподавателя, доцента, начальника кафедры теории и истории права и государства. Закончил службу в звании полковника полиции, вышел на пенсию по выслуге лет. С августа 2023 года работаю в должности проректора по образовательной деятельности Алтайского государственного педагогического университета.

Сфера моих научных интересов – история отечественного лесного хозяйства, государственная лесная политика, исторические аспекты и современные проблемы природопользования и природоохраны. По роду научной, преподавательской и административной деятельности постоянно приходилось и приходится работать с нормативно-правовыми материалами как историческими, так и современными, в том числе используя возможности различных справочно-правовых систем.

Образовательная деятельность – основное направление деятельности любого высшего учебного заведения, поэтому спектр задач, стоящих перед проректором, курирующим это направление, очень обширен. Если попытаться выразить суть широкого круга должностных обязанностей в одном предложении, то это прежде всего организация и постоянный контроль за осуществлением образовательного процесса во всем его многообразии. Это очень непростой блок, но одновременно очень живой, подвижный, содержательный и интересный.

Начну с того, что поступательное развитие университета обеспечивается за счет слаженной работы всех подразделений и должностных лиц. Только общими командными усилиями можно добиться позитивных изменений и положительных результатов.

Из наиболее существенных результатов нашей командной работы я могу выделить модернизацию системы электронного расписания, институционализацию среднего профессионального образования и открытие Колледжа как структурного подразделения университета, открытие Центра оценки и развития компетенций, отвечающего за диагностику и развитие надпрофессиональных компетенций обучающихся, открытие Центра карьеры и запуск нового формата работы по трудоустройству выпускников, налаживание продуктивного взаимодействия с субъектами образовательной деятельности Алтайского края, других регионов нашей страны и с зарубежными партнерами в части функционирования профильных психолого-педагогических классов, организации целевого обучения, реализации совместных образовательных программ.

Современное общество подвержено очень быстрой трансформации, что приводит к разрыву межпоколенческих связей. Задача образования заключается в соединении традиций и новаций, выработке способа передачи знаний и опыта от одного поколения к другому, с опорой на новейшие достижения науки и техники, но без отрыва от своих корней и богатейшего исторического наследия, с целью сохранения нашей национальной идентичности.

Сегодня образовательная система нашей страны находится в поиске оптимальной модели функционирования, поэтому вузы должны соответствовать меняющимся запросам общества. Стратегические задачи нашего университета определяются прежде всего содержанием его миссии: подготовка профессиональных кадров, воспитанных на традиционных российских духовно-нравственных ценностях, для национальной суверенной системы образования с целью обеспечения научно-технологического лидерства страны в условиях максимальных возможностей для самореализации личности.

В соответствии с такой формулировкой миссии стратегической целью для нас является занятие позиции ведущего социально ориентированного научно-образовательного центра в Алтайском крае и системе педагогического образования Российской Федерации. Это, действительно, очень большая и многоаспектная цель, реализация которой требует поэтапного решения стоящих перед университетом задач.

У Алтайского государственного педагогического университета есть Программа развития. Она принимается на пять лет с учетом реализации запланированных мероприятий по всем направлениям деятельности вуза в краткосрочной и долгосрочной перспективе. На данный момент мы завершили работу над очередной Программой развития на период с 2025 по 2030 год – основным программным документом для нашего университета на ближайшие 5 лет. В Программе отражены основные задачи и заложены показатели по всем видам и направлениям деятельности вуза. Этот документ устанавливает те рубежи, к которым наш вуз должен прийти через пять лет.

Я уверен, что Алтайский государственный педагогический университет внесет весомый вклад в формирование суверенной системы образования, отвечающей интересам общества и государства. Образовательная сфера – это фактор обеспечения суверенитета нашей страны. Как здесь не вспомнить расхожую фразу о том, что войны выигрывают не генералы, а школьные учителя? Образование – это тот базис, на котором будет строиться будущее нашего государства.

Без цифровых технологий, без электронной информационно-образовательной среды представить жизнь современного вуза невозможно. Это совершенно четко показала пандемия и связанные с ней ограничения на проведение занятий в привычной нам форме. Дистанционная форма проведения занятий на время стала преобладающей, что повлекло за собой резкий скачок в развитии информационных технологий, связанных с обеспечением образовательного процесса. Вместе с тем я уверен, что никакая, даже самая развитая, технология дистанционного образования никогда не заменит классического варианта обучения в вузе, позволяющего студенту не только получать знания, приобретать необходимые умения и навыки, но и погружаться в академическую среду, общаться с преподавателями, ощущать себя частью профессионального педагогического сообщества.

Сегодня наш университет обладает развитой электронной информационно-образовательной средой, но применение цифровых технологий не ограничивается обеспечением потребностей и запросов учебного процесса. Университет стремится к использованию современных информационных технологий на всех направлениях деятельности с целью углубления цифровой трансформации и повышения эффективности осуществления управленческих, научно-исследовательских и иных процессов.

Несмотря на то что основной профиль нашего университета – педагогический, востребованность справочно-правовых систем в образовательном процессе и повседневной управленческой деятельности вуза высока. Будущий педагог должен знать содержание государственной политики в сфере образования, нормативно-правовые основы образовательной и воспитательной деятельности, поэтому все эти вопросы включены в подготовку наших студентов.

На ряде направлений подготовки, например «История и право», студенты получают более углубленные правовые знания. Ресурсы справочно-правовых систем также являются неотъемлемой частью образовательного процесса при реализации программы среднего профессионального образования «Юриспруденция», которая недавно успешно прошла государственную аккредитацию.

Специалистами компании «Гарант» ежегодно проводятся мастер-классы для студентов и преподавателей по обучению работы с системой ГАРАНТ. Наше партнерство и сотрудничество осуществляется по различным направлениям, поэтому мы рассчитываем на его продолжение и развитие.

Прежде всего, в части информационно-правового обеспечения образовательного процесса за счет расширения функциональных возможностей справочно-правовой системы. Кроме того, мы рассчитываем на возможности ГАРАНТа в решении вопроса повышения функциональной грамотности сотрудников и студентов, умения работать с нормативными документами, понимания правил делопроизводства и т.п.

Основным вызовом и задачей является подготовка кадров для системы образования, которая сегодня испытывает дефицит педагогов, прежде всего молодых специалистов. Одним из способов преодоления этой проблемы является целевое обучение, новый формат которого заработал в России с 1 мая 2024 г. Алтайский государственный педагогический университет активно сотрудничает с Министерством образования и науки Алтайского края, а также другими заинтересованными участниками этого процесса, приводя свою образовательную деятельность в соответствие с запросами региональной системы образования.

Еще одной масштабной общегосударственной задачей, в решении которой будет принимать участие наш университет, является переход на новую модель высшего образования. Система подготовки кадров должна отвечать запросам общества и обеспечивать рынок труда специалистами. Уверен, что с 1 сентября 2026 года Алтайский государственный педагогической университет приступит к реализации новой модели высшего образования.

На мой взгляд, вузам, в том числе нашему университету, необходимо максимально повышать востребованность образовательных программ разных уровней образования, делать их привлекательными для абитуриента с точки зрения содержания и возможностей для дальнейшей трудовой деятельности по выбранной профессии и специальности. При формировании перечня реализуемых образовательных программ мы обязательно учитываем запросы той сферы, где будущий выпускник будет трудиться, привлекая работодателей к разработке образовательной программы.

Еще одним трендом развития образования должна стать возможность для студента выбирать более гибкую траекторию своего обучения, в том числе за счет расширения программ академической мобильности и реализации дополнительных образовательных программ. Это позволит наполнить высшее образование не только новым содержанием, но и новым смыслом, а студенту даст возможность получить в процессе обучения несколько профессий или несколько квалификаций для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда.

Вдохновляет ощущение того, что твои усилия не проходят даром, а помогают ВУЗу расти и развиваться. Вдохновляет ощущение сопричастности в решении насущных и важных задач, стоящих сегодня перед системой образования. Вдохновляет ощущение пользы от того дела, которым ты занимаешься. Пользы для людей, вуза, региона и страны.

Прежде всего – не бояться и не сомневаться в том, что они на правильном пути. Профессия учителя, преподавателя – одна из самых замечательных, нужных и гуманистических, потому что дает возможность общаться с молодежью, постоянно самосовершенствоваться, чувствовать себя ответственным за будущее страны и малой родины.

Если вы выбрали эту дорогу, нужно идти по ней без сомнений и колебаний, постоянно совершенствовать свои профессиональные и личные качества, чтобы быть достойным высокого звания педагога.


Следите за новостями в нашем Telegram-канале и Подписывайтесь на наше сообщество в ВК


Читайте другие интервью на нашем сайте:

«Если кто-то пришел к тебе за помощью, значит, он доверяет и надеется на серьезное отношение к своей проблеме»
«Если кто-то пришел к тебе за помощью, значит, он доверяет и надеется на серьезное отношение к своей проблеме»
В рамках Программы поддержки учебных заведений состоялось интервью со студенткой 3 курса юридического факультета Оренбургского государственного университета Евгенией Ковш. Тема интервью «Юридическая клиника. Понятие, цели, задачи»
Интервью с двухкратным победителем конкурса «Правовой Юг»
Интервью с двукратным победителем конкурса «Правовой Юг»
Руководитель проекта по работе с вузами ООО «АПИ «ГАРАНТ» Готин Максим Борисович поговорил с двухкратным победителем конкурса «Правовой Юг» студентом Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия (г. Краснодар) Вячеславом Сергеевичем Степановым
«С интернетом библиотекам нужно не конкурировать, а эффективно дополнять друг друга»
«С интернетом библиотекам нужно не конкурировать, а эффективно дополнять друг друга»
Интервью с главным библиографом правового центра Национальной библиотеки Республики Алтай им. М. В. Чевалкова Ольгой Сергеевной Дробот.