14 июля 2014

Видео: Круглый стол «Основные направления развития национальной платежной системы»

Круглый стол
Компания Гарант и Центра развития финансовой системы
28 мая 2014 года
 

Итоговый пост-релиз

28 мая 2014 года в компании «Гарант» совместно с Центром развития финансовой системы состоялся Круглый стол по теме: «Основные направления развития национальной платежной системы в связи с принятием новой редакции Федерального закона «О национальной платежной системы».

В пленарном заседании круглого стола приняли участие: представители органов власти, некоммерческих организаций, научно-образовательного сообщества, студенты и СМИ.

 

Организатор Круглого стола — Компания «Гарант» и Центр развития финансовой системы.

На Круглом столе были обсуждены вопросы по осуществлению государственной политики в области развития национальной платежной системы в России, проанализированы правовые, технические вопросы по созданию национальной платежной системы, были затронуты вопросы по финансовому мониторингу, снижению денежной массы, обеспечению социальных выплат в случае прекращения работы Визы и Мастеркард в Российской Федерации, о защитных мерах по национальной платежной системе в России.

Открыл Круглый стол руководитель отдела образовательных технологий компании «Гарант» Авраамов А.А. В своем вступительном слове он поприветствовал участников и гостей круглого стола и отметил, что в этом круглом столе приняли участие ведущие специалисты из различных областей: Банковский институт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Финансовый омбудсмен, Ассоциация "Россия", РОССВИФТ и другие.

Профессор кафедры предпринимательского права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Курбатов Алексей Янович в своем приветственном слове сказал о многоаспектности этой проблемы. Национальную платежную систему можно создать только совместными усилиями специалистов различных направлений, поскольку это связано с решением целого ряда проблем: правовых, технических, защиты информации и других. Если говорить о юридической стороне дела, то Федеральный закон «О национальной платежной системе» плохо вписывается в сложившуюся систему правовых понятий, в частности, это касается понятий «денежные средства», «средства платежа», «имущество».

5 мая 2014 года был принят в новой редакции ФЗ «О национальной платежной системе», этот закон порождает блок вопросов, он досконально не проработан, особое внимание нужно уделить организационным вопросам по созданию Национальной платежной системы в России.

Первый вице-президент Ассоциации "Россия", генеральный директор консалтинговой группы "Б.Ф.И." Хандруев Александр Андреевич в своем выступлении уделил внимание вопросу о грубейших нарушениях правил, норм, традиций делового оборота. Виза и Мастеркард заключали с банками договор обслуживания, и отключение это нарушение договорных обязательств. Решение Визы и Мастеркард в полной мере проявило, насколько российская платежная система уязвима, к тому, что могут приниматься такие неадекватные политические решения и от этой уязвимости уйти нельзя. Таким образом, выделяются два момента: во-первых, когда по отношению к России принимаются санкции в финансовом секторе, то нужно ясно понимать, что контрсанкции могут быть чрезмерными и неразумными. Важно, чтобы защитные меры, которые мы принимаем были адекватными. С этой точки зрения принятие поправок по Национальной платежной системе было правильным, но мы допустили ошибку, что были слишком категоричными, что касается обеспечительного взноса, его размеров. Даже если мы закроем свой рынок и перейдем на внутренние расчеты, то миллионы граждан все равно выезжают за границу, поэтому блокировка Визы и Мастеркард, будет катастрофой, так как 80% рынка обслуживают именно они. По его мнению, нужно создавать свои защитные меры против санкций со стороны США, и поэтому защитные меры, которые применяются сейчас, являются важными. Во-вторых, нужно решить проблемы комиссионных тарифов и обслуживания карт. В-третьих, нельзя допустить усиление монополистических тенденций, так как Виза и Мастеркард поддерживают конкурентную среду.

Финансовый омбудсмен, заслуженный экономист Российской Федерации, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, народный депутат РСФСР, депутат Государственной Думы Павел Алексеевич Медведев: ''Не Виза и Мастеркард - решили вести санкции, а Президент США, так, давайте, быть последовательными, также будем вводить санкции против США. По другим положениям, которые высказал Хандруев Александр Андреевич, я абсолютно согласен, что от полной зависимости уйти нельзя, так как задача очень многоаспектная, поэтому нужно сейчас правильно поставить задачу по созданию Национальной платежной системы, от этого будет зависеть будет ли у нас платежная система или нет''. Также Павел Алексеевич затронул вопрос, о центре обработки данных, в какой форме будет передаваться информация и т.д.

Заместитель директора Банковского института Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Пушко Александр Федорович, указал в своем докладе, что тема, которую мы обсуждаем, является одной из социально-значимых тем. И, вообще говоря, в классификации международных систем, есть системы значимые и среди них выделяют как раз социально-значимые системы, которые основаны на обслуживании банковских карт, и - Виза и Мастеркард в полной мере подпадают под определение социальной значимой платежной системы, потому что в совокупности они контролируют около 90% рынка. Это говорит о том, что проблема очень сложная, и поэтому решение в качестве самостоятельной проблемы не представляется возможной. Поэтому сейчас возникают много идей, например, что нужно сделать технологическое решение, чтобы объединить системы на территории России, а как быть с тем, чтобы наши карты принимались за рубежом? Мир не только взаимозависим, но он постоянно усложняется, здесь решение одного участника, влияет на другого участника. И все бизнес-сообщество, задаётся вопросом, а возможно ли отключение Визы и Мастеркард в других странах? И в этой связи, в данном случае, США сделала не совсем обдуманный шаг, они породили волну недоверия к себе как к надежному партнеру, стоит ли им теперь доверять? Также многие задаются вопросом, а нужна ли нам международная карта, чтобы выдавать зарплату, пенсии платить, соцвыплаты и т. д. это вопрос, на который нет ответа.

Завершая свое выступление, Александр Федорович сказал, что сейчас, чтобы создать такую систему потребуются серьезные средства и не думаю, что нам удастся уместиться в эти 300 млрд. руб., поэтому вопрос: стоит ли ее создавать, и будет ли она иметь выход на внешний рынок и признана в качестве платежного средства.

 

Профессор кафедры информационного права, информатики и математики Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, доктор физико-математических наук, кандидат юридических наук, профессор, действительный член (академик) академии военных наук, ветеран военной разведки Крылов Григорий Олегович отметил, что риск ухода Визы и Мастер кард весьма велик, так как их доля на российском рынке составляет всего 2%. Далее докладчик остановился на некоторых аспектах национальной безопасности. Год назад мы вступили в ВТО и по правилам ВТО, финансовые операции относятся к финансовым услугам, а там свое правовое поле, которое придется учитывать Штаб-квартира Визы находится в Сан-Франциско, штаб-квартира Мастер-кард — находится в Нью-Йорке. Спецслужбы США могут контролировать, анализировать финансовые потоки, они располагают большими вычислительными мощностями. Здесь говорили об уязвимости. Такие уязвимости можно выявить помощью анализа финансовых потоков. И еще одна важная функция НПС заключается в антикоррупционном контроле, который реализуется на основе финансового мониторинга. Противодействие отмыванию преступных доходов — приоритетная задача президентского контроля.

Консультант РОССВИФТ Ромасловский Тимофей Игоревич проинформировал участников об основных аспектах деятельности РОССВИФТ. Согласно Уставу SWIFT, в каждой стране, представленной в Сообществе, создаются Национальная группа членов SWIFT и Группа пользователей SWIFT, объединяющие всех пользователей сети. В Российской Федерации такой организацией, представляющей интересы обеих групп и действующей от их имени, является созданная в 1995 году негосударственная, некоммерческая организация - Российская Национальная Ассоциация SWIFT (РОССВИФТ).

В настоящее время около 600 ведущих российских кредитных и финансовых организаций, а также промышленных корпораций являются пользователями SWIFT.

Основными направлениями деятельности Ассоциации являются:

  • Организация и осуществление консультационной, информационной, правовой, методологической и иной поддержки пользователей SWIFT;
  • Взаимодействие с Советом Директоров SWIFT, руководством SWIFT и различными структурными подразделениями SWIFT по широкому кругу вопросов, представляющих интерес для пользователей SWIFT в Российской Федерации, включая участие в обсуждении различных документов, подготовку писем и запросов;
  • Взаимодействие с разработчиками специализированного программного обеспечения, используемого для системы SWIFT, представляющего интерес для российских пользователей SWIFT;
  • Содействие Государственной Думе, Центральному Банку, Минфину, ФСФМ, ФСБ и др. в выработке нормативных документов и решений в интересах российских пользователей SWIFT.

Фактически, система SWIFT предоставляет услуги по передаче финансовых сообщений. При этом, она уникальна в своем роде с точки зрения безопасности, надежности, скорости, набору поддерживаемых сегментов финансового рынка (платежи, управление денежными средствами, форекс, межбанковское кредитование, сделки по ценным бумагам, корпоративные действия, товарные сделки, аккредитивы, гарантии, чеки и др). Принадлежность к Сообществу Всемирных Интербанковских Финансовых Телекоммуникаций (SWIFT – Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication) – является одним из важных свидетельств высокого профессионального уровня и надежности банка или корпорации, как в глазах его клиентов, так и его банков-корреспондентов. Членство в SWIFT – не только статус в мировом банковском сообществе, но и возможность эффективно использовать ведущую финансовую инфраструктуру, позволяющую осуществлять международные и внутригосударственные расчеты, а также обмениваться финансовыми сообщениями, связанными с денежными рынками, рынками ценных бумаг и документарными операциями.

SWIFT s.c.r.l. – это кооперативное сообщество, пользователями которого являются более 10000 крупнейших банковских и финансовых организаций в 210 странах мира.

При подключении к SWIFT российские пользователи получают в свое распоряжение надежную, защищенную и высокоэффективную финансовую сеть, позволяющую:

  • сократить время прохождения платежей,
  • существенно снизить расчетные и финансовые риски,
  • значительно снизить стоимость операций,
  • получить доступ во всемирную сеть и обеспечить работу с крупнейшими расчетными организациями без посредников,
  • расширить спектр услуг для своих клиентов.

Затем состоялась выступление Финансового консультанта, Смирнова Константина Арсеньевича. Выступающий обратил внимание на несколько проблем:

  • Во - первых, у нас есть внутренние платежи, где действует система корреспондентских отношений самих банков между собой.
  • Во-вторых, существуют банковские отношения, которые позволяют совершать платежи.
  • В-третьих, есть система РКЦ Центрального банка России, которая позволяет дублировать эту систему. По удельному весу большинство платежей относятся к Центральному банку к системе РКЦ.
  • В-четвертых, нужно выстраивать внутренний процессинг, это в принципе решаемо, нужно проанализировать опыт китайских банков, когда они попытались «пересесть» с серверов IBM на свои собственные.

Подводя итог круглого стола, профессор кафедры предпринимательского права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Курбатов Алексей Янович, подчеркнул, что введение санкций по отношению к России, дало толчок к развитию нашей национальной платежной системы.

Основные моменты, связанные с ее развитием можно обозначить следующим образом:

  • Во-первых, отгородиться в настоящее время от мировых платежных систем просто невозможно, соответственно деятельность международных систем Визы и Мастеркард на территории России должна сохраниться и с ними нужно договариваться, а не вступать в какую-либо конфронтацию, потому что полное отмежевание в принципе невозможно.
  • Во-вторых, при создании национальной системы платежных карт, нужно делать упор на обслуживание операций на территории Российской Федерации, составляющих абсолютное большинство операций с банковскими картами.
  • В-третьих, создание национальной платежной системы позволит решить ряд задач, касающихся анализа финансовых потоков, снижения денежной массы, обеспечение социальных выплат и т.д.
  • В-четвертых, ведущая роль в этом процессе на данный организационный переходный период должна принадлежать Банку России. В принципе это уже закреплено в новой редакции Федерального закона «О национальной платежной системе».

Основное обсуждение круглого стола свелось к созданию национальной системы платежных карт, но при этом прозвучало целый ряд моментов, на которые нужно обратить внимание, в частности, развития электронных платежей.

Александр Александрович, поблагодарил всех участников за подробные, интересные, исчерпывающие ответы и пожелал всем успехов в профессиональной деятельности.

 

 

Документы по теме:

Новости по теме: