27 мая 2014

Бесплатная юридическая помощь в России — миф или реальность?

15 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Законом не только устанавливаются основные гарантии реализации права граждан на бесплатную квалифицированную юридическую помощь, но и выделяются государственная и негосударственная системы бесплатной юридической помощи. При этом участниками негосударственной системы являются юридические клиники при вузах (студенческие консультативные и юридические бюро и др.) и центры бесплатной юридической помощи.

О проблемах и перспективах развития бесплатной юридической помощи в России мы побеседовали с зам. руководителя по развитию Российского юридического клуба, координатором проекта «Юридическая консультация on-line. Юристы России», к.ю.н. Зреловым Александром Павловичем.

Прошло более двух лет с момента вступления в силу закона о бесплатной юридической помощи. Как Вы считаете, сейчас бесплатная юридическая помощь в России — миф или реальность?

Это не миф. Важно лишь понимать, что речь идет о некоем базовом уровне помощи. Кроме того, бесплатность помощи далеко не всегда является проявлением благотворительности или профессионального альтруизма. Для начинающего юриста это может быть хорошей инвестицией в его будущую карьеру. Юридические услуги может оплачивать и государство, а, следовательно, расходы на такую помощь перераспределяются на всех членов общества. Необходимость наличия такого механизма является важным условием для прохождения и обществом и государством определенного этапа развития.

«Все равны перед законом и судом» - этот принцип известен не только юристам. Он признается во многих государствах. Есть он и в Конституции Российской Федерации (ч.1 ст.19). Но какие обязательства берет на себя и общество, и государство, закрепляя данный принцип в основном законе? Очень часто он воспринимается лишь в той плоскости, что судья должен выносить решение беспристрастно, не обращая внимание ни на материальное, ни на социальное положение истца и ответчика. Но данный принцип гораздо универсальнее. Из него, в частности, следует, что должно обеспечиваться равенство вне зависимости от полученного человеком образования и, если хотите, его интеллектуального развития. А как этого достичь? Ведь любой гражданин, получивший высшее юридическое образование и изучавший современную правовую систему на протяжении нескольких лет определенно получает фору перед любым другим гражданином, выбравшим иную профессию.

Для компенсации этого неравенства государство и общество разрешают участие в судебном процессе профессиональных юридических защитников. В некоторых странах это могут быть исключительно адвокаты. В России, как известно, при разрешении большинства категорий дел, за исключением уголовных, стороны могут обращаться за помощью практически к любому лицу, профессиональным знаниям которого они доверяют. Это может быть не только адвокат или профессиональный юрист, но и любой гражданин, изучивший процессуальные правила самостоятельно. Допуская представителей сторон к разбирательству дела, судья не будет интересоваться наличием у них диплома о юридическом образовании или экзаменовать их на знание действующего законодательства.

Однако далеко не у каждого человека обязательно есть друг-юрист. Профессиональные же услуги адвоката, впрочем, как и любого специалиста, могут оказаться весьма дороги.

Решая эту проблему, большинство стран пошли по пути создания бесплатной адвокатуры. Причем речь идет не только об обеспечении профессионального представительства в суде, но и о правовом консультировании населения по весьма широкому спектру вопросов. В результате, бесплатные базовые правовые услуги стали фактически одной из форм социального обеспечения. Причем право на их получение далеко не всегда ограничивается только малообеспеченными слоями населения.

Напомню, что в России право на бесплатную юридическую помощь прямо гарантируется Конституцией (ч.1 ст.48). Такая помощь оказывается в случаях предусмотренных законом. Причем это могут быть не только ситуации, прописанные в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации или Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 №324-ФЗ. Дополнительные основания для получения бесплатной помощи могут устанавливаться и законами субъектов РФ.

Другой способ решения проблемы – это повышение правовой грамотности населения в целом. Причем, как правило, он не исключает развитие в государстве институтов бесплатной помощи, а дополняет их, делая такую помощь более эффективной и адресной.

Обратите внимание, что при всем стремлении современного общества к узкой профессиональной специализации, спектр базовых дисциплин не сократился, а даже увеличился. Причем речь идет не только об уровне школьного образования, но и о стандартах обучения в вузе. На школьном этапе обучения основы правовой грамотности должны закладываться в рамках курса «Обществознание».

Особенностью нового поколения стандартов профессионального вузовского обучения стал отказ от многих «общеобразовательных» дисциплин в пользу дисциплин специализации. Но учебный курс «Правоведение» сохранил статус обязательного для изучения почти по сотне специальностей. По мнению специалистов Минобрнауки России, спектр профессий, требующих обязательных базовых правовых знаний, весьма широк: от специалистов по информационной безопасности, химиков, геологов, журналистов, до стоматологов, скульпторов и, даже, дирижеров военных духовых оркестров. Почему? «Человек любой профессии, не знающий, что у него в конкретной бытовой или профессиональной ситуации есть гарантированные законом права, никогда не догадается, что его право было нарушено, а значит, и не обратится за юридической помощью, даже если она будет для него бесплатной» - эту истину мне подсказали сами студенты.

Александр Павлович, расскажите, пожалуйста, о юридической консультации, руководителем которой Вы являетесь. Какие преследовали цели при ее создании? Ваша Консультация оказывает юридическую помощь только онлайн, через интернет?

Созданному нами модулю общественного правового онлайн-консультирования в этом году исполняется уже 5 лет. Первые сообщения в группе «Юридическая консультация on-line. Центр правовой профессиональной юридической помощи (Юристы России)» появились 9 мая 2009 года. Примерно через полгода мы предложили присоединиться к нашей работе студентам и преподавателям вузовских юридических клиник города Москвы. Некоторые из них сразу откликнулись на наше предложение. К примеру, уже в ноябре 2009 года решением Учёного совета юридического факультета РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина наш модуль был признан в качестве базового элемента онлайн-консультирования юридической клиники данного вуза.

Замечу, что появление нашего ресурса произошло на несколько лет раньше вступления в силу Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и утверждения современных федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция», предусматривающих наличие вузовской студенческой правовой консультации (юридической клиники), в качестве рекомендованного элемента подготовки бакалавров и обязательно элемента подготовки магистров.

Так что изначально ресурс создавался для решения именно практических задач, а не формального соблюдения неких нормативных требований. Основная цель, которую мы преследовали, это создание современной модели взаимодействия, одинаково удобной и для юристов и для обращающихся за консультаций граждан, позволяющей при этом молодым специалистам эффективно нарабатывать опыт правового консалтинга.

Поставленные задачи предопределили наш выбор в пользу преимущественно виртуального формата консалтинга.

Современные образовательные стандарты требуют от вуза обязательного выделения отдельного помещения для юридической клиники, в котором и ведется прием населения. Не отрицая целесообразность такой формы консультирования, следует обратить внимание на несколько весьма важных моментов. Для юридической практики не только в России, но и в зарубежных странах характерен определенный снисходительный подход к адвокатам и юристам, консультирующих «клиентов с улицы».

Причиной такого мнения вовсе необязательно служит меньшая платежеспособность таких клиентов или незначительность правовых проблем, с которыми они обращаются. Меньшая эффективность такого формата взаимодействия объясняется и объективными причинами. Прежде всего, это возможный график работы такой консультации. Далеко не все граждане имеют возможность обратиться за правовой помощью в свое рабочее время. Даже если им удастся отпроситься и прийти в офис юриста в свое рабочее время, это вполне может негативно сказаться на их дневном заработке, а значит, для гражданина полученная консультация уже не окажется абсолютно бесплатной. Не следует забывать и про временные и финансовые расходы клиента на транспорт.

В результате, достаточно часто постоянными посетителями городских юридических клиник становятся граждане, не имеющие острых правовых проблем, но располагающие свободным временем и испытывающие дефицит общения. Да и рядовой гражданин, обращающийся в официальное учреждение за помощью не всегда способен унять волнение и сформулировать свою проблему быстро и четко, не отвлекаясь на второстепенные детали.

Как показывает опыт работы многих юридических консультаций, оказывающих услуги населению, достаточно большая доля времени общения юриста и клиента носит формат скорее психологического, чем правового консалтинга. Соответственно, такой формат требует дополнительной подготовки. А для студента юридического вуза, еще не изучившего основ психологии делового общения такой формат консалтинга может сформировать искаженное представление о его будущей профессиональной деятельности.

Организовать же ежедневный вечерний прием иногда весьма проблематично, тем более, если речь идет о вузовской юридической клинике. Студенты вечерней формы обучения в это время заняты на занятиях, а студенты очных отделений, во многих вузах, как правило, начинают учиться рано утром и их аудиторные занятия заканчиваются в обеденное время. Соответственно, от момента окончания занятий до начала работы клиники остается несколько свободных часов, которые не всегда могут быть рационально задействованы.

Следует добавить сюда и достаточно строгий пропускной режим, действующий в современных вузах. Бюро пропусков во многих из них закрываются уже к 6 вечера. Следовательно, работа вузовской юридической клиники в вечернее время возможна лишь в том случае, если она имеет отдельный вход.

Организация выездных консультаций, требует не только дополнительных расходов на транспорт, но и соответствующего оборудования помещений приемных.

В результате, одним из способов решения этих организационных проблем является использование современных технологий, позволяющих перевести взаимодействие юриста и клиента в виртуальный формат.

 

Выбирая между созданием собственного специализированного сайта, раздела на сайте вуза или страницы группы консалтинга на базе популярных социальных сетей мы остановились на последнем варианте. Объяснением данного выбора послужили не только организационные и финансовые причины, но и данные исследований современной мотивационной психологии поведения потребителей. Дело в том, что, даже столкнувшись с правовой проблемой, клиент должен сформулировать поисковый запрос, по которому он получит ссылку на соответствующий сайт. В случае, если ответ размещается на странице того же сайта, клиенту необходимо также запоминать по каким адресам он его разместил и с определенной периодичностью следить за актуализацией этих страниц. Большинство же социальных сетей располагает удобным и достаточно ненавязчивым сервисом оповещения пользователей о поступивших ответах на их сообщения. Предусмотрена и возможность «подписки» на интересующие темы, а также рекомендации полезных ресурсов своим знакомым и коллегам.

Итогом всего этого стало создание модуля юридического консалтинга на базе одной из наиболее популярных в России социальных сетей «ВКонтакте». В настоящее время наш модуль доступен по ссылке http://vk.com/lawhelp2000

Как показал опыт работы модуля, позитивный эффект от такого формата состоит и в определенном дисциплинировании клиентов. Направляя вопрос в письменной форме, он, как правило, более четко формулирует именно юридическую суть проблемы. Стиль изложения такого вопроса оказывается приближен к формату задачи из юридического практикума, навыки решения которых студенты нарабатывают уже с первых лет обучения.

Виртуальный формат организации консалтинга не исключает возможность получения оперативных консультаций в формате «Здесь и сейчас», но и дает возможность специалистам, среди которых, напомню, многие ещё только начинают свою профессиональную карьеру в спокойной обстановке найти и грамотно и подробно сформулировать ответ на поставленный вопрос.

Как показала практика, избранный нами формат позволил не только создать комфортные условия для наработки первичных практических навыков профессионального юридического консалтинга, но и сыграл важную роль на этапе трудоустройства молодых специалистов.
Как известно, одна из «классических» проблем при первом трудоустройстве по специальности – это отсутствие опыта практической деятельности в избранной сфере.

Ещё совсем недавно многие российские юридические вузы готовили студентов по утвержденным стандартам подготовки специалистов. В тот период наиболее популярным среди студентов путем решения проблемы получения профессиональных навыков было трудоустройство в организации на позицию помощника юриста уже по достижении уровня неполного высшего образования, то есть после третьего года обучения. И с этого момента они попадали в своеобразную «образовательную ловушку». Дело в том, что основанные на требованиях государственного стандарта учебные планы многих вузов предполагали изучение большинства основных юридических дисциплин специальности и, тем более, специализации, как раз на 4-5 курсах. В первые же годы подготовки основной акцент делался на общеобразовательные дисциплины и учебные курсы, дающие лишь общее представление о принципах построения государства и права.

Получается, что решая вопрос наработки практического опыта, студент, зачастую даже не осознавая этого, существенно сокращал свои возможности для обучения специальности, оставаясь лишь с «общим багажом» знаний, накопленных за первые годы обучения.

Те из работодателей, которые уже имели соответствующий опыт, соглашаясь взять на работу студента, как правило, не рассматривали всерьез возможность его профессионального роста в их организации после получения диплома об образовании. При поиске же нового работодателя, такой молодой специалист, нередко испытывал трудности в вопросах, относящихся к сфере его профессиональных знаний.

Снизить остроту данной проблемы, должен был переход к двухуровневой подготовке бакалавров и специалистов. В государственных стандартах нового поколения не только для магистров, но и для бакалавров, значительнее всего было сокращено количество именно учебных дисциплин общеобразовательного характера. Вместе с тем более четко прописаны результаты прохождения цикла обучения. Так, например, бакалавр-выпускник по направлению подготовки юриспруденция должен быть способен:

  • участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
  • осуществлять профессиональную деятельность и обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;
  • принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
  • применять и толковать нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;
  • юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
  • осуществлять предупреждение правонарушений, а также выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения;
  • правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации;
  • давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;
  • принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

А вот теперь вопрос: если бакалавр действительно всему этому качественно обучен, согласитесь ли вы, как работодатель, взять его на работу, при условии что у него ещё не было опыта практической деятельности? Или предпочтете ему кандидата, в резюме которого указан опыт работы по специальности, но реальных возможностей проверить объем этого опыта, помимо запроса рекомендательного письма, и, быть может, личного звонка его прежнему работодателю у вас нет.

Думаю, ответ очевиден. Тем более что современные требования подготовки юридических бакалавров построены таким образом, что одним посещением лекций и зубрежкой материала без отработки полученных знаний в формате практических занятий хороших оценок не достичь.
Так что стремление к формальному указанию большого периода работы по специальности все больше уступает место требованиям работодателей к соискателям объективно подтвердить собственные, пусть и не очень значительные навыки. Некоторые из них, даже требуют показать им в правовой базе, например, в базе судебной практики системы Гарант, те решения судов, в которых соискатель участвовал в качестве представителя одной из сторон. Причем, это могут быть и обычные «бытовые» разбирательства, связанные с решением студентом личных юридических проблем.

И как оказалось, разработанный модуль правового консалтинга позволяет также дать надлежащий ответ на подобные запросы. Встретив в резюме вчерашнего студента указание на его опыт юридического консалтинга, потенциальный работодатель может запросить у него подтверждающие материалы. Получение этих материалов оказывается не сложнее доступа к обычным Интернет-ресурсам. При этом работодатель может не только убедиться в их наличии, но и проверить уровень данных консультаций, а также быть уверенным, что наработанный массив консультаций не является вымышленным, созданным соискателем специально для презентации работодателю.

Дальнейшее развитие нашего ресурса напрямую связано с достигнутыми соглашениями о стратегическом взаимодействии с Московским юридическим клубом, а затем и с Российским юридическим клубом. К работе ресурса стали подключаться представители юридических вузов и факультетов со всей России.

На сегодняшний день число подписчиков нашего модуля превысило отметку в 4 тыс. человек. Замечу, что это число не равно общему числу клиентов ресурса, которые получили ответы на возникшие у них вопросы. Во-первых, существует определенная категория людей, которые считают, что возникшая у них проблема носит разовый характер и, получив ответ на свой вопрос, они не остаются в числе подписчиков нашего ресурса. Также следует напомнить, что в группе предусмотрен архив обращений. В случае если проблема является достаточно типичной, клиент имеет возможность ознакомиться с ранее размещенными ответами, не публикуя повторно собственный вопрос.

Такая ситуация в настоящее время наблюдается, к примеру, по проблемам выплаты кредитов, взятых в банках, лицензия у которых была затем отозвана или филиал которого в данном регионе был закрыт. Иные банковские организации далеко не всегда берутся провести подобный платеж. Ехать же в другой город или район плательщику зачастую весьма накладно.

Ещё одной из популярных тем этой весны стало вступление в силу поправок в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», предусматривающих упрощенную процедуру подачи документов.

В результате очередного всплеска обсуждения этих тем в СМИ, на протяжении одной недель нашей работы количество обращений к нашему ресурсу достигло пикового значения 150-450 человек в день. Согласитесь, далеко не каждая юридическая консультация, работающая в режиме офиса, способна справиться с таким наплывом посетителей. Проблема возникла бы и при необходимости персонального ответа на каждый из запросов. Виртуальный формат организации, в сочетании с наличием архива консультаций, позволил сократить количество ответов на размещенные вопросы до приемлемого уровня и дать квалифицированный ответ всем обратившимся в этот период.

Конечно же, нам активно помогли участвующие в проекте студенты, а по наиболее сложным вопросам – и их преподаватели, для которых этот ресурс также интересен.

Преподаватель имеет возможность не только отслеживать качество размещаемых студентами его вуза консультаций, но и, опираясь на наши данные, корректировать свой учебный курс, акцентируя внимание на те темы, которые вызывают большие сложности, как у населения, так и у начинающих юристов.

Отрадно, что степень активности представителей вузов, с которыми мы начали сотрудничать в самом начале, остается высокой и до настоящего времени.

К несомненным достижениям нашей работы следует отнести и полученную нами в 2012 году за создание нашего виртуального модуля благодарность Комитета по безопасности и противодействию коррупции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

По каким вопросам чаще всего обращаются за разъяснениями?

Традиционно одними из наиболее популярных являются темы разрешения жилищных и земельных споров, защиты прав потребителей, семейные конфликты и проблемы обеспечения прав родителей и детей, обеспечения прав обучающихся. Достаточно много поступает вопросов, относящихся к сфере трудового права, получения наследства, регистрации и эксплуатации транспортных средств, в том числе, автострахования. Интересуют наших пользователей и нюансы существующих правил составления исковых заявлений и жалоб и правила их разрешение в суде.

Несколько меньше обращений по коммерческим и предпринимательским проблемам, а также спорным ситуациям при уплате налогов и сборов.

Это только устное или и письменное консультирование?

Избранный формат консультации предполагает именно письменную форму взаимодействия с клиентом. Причем мы придерживаемся принципа открытого размещения вопроса. Приватный консалтинг возможен лишь в исключительных случаях, так как такие материалы не попадают в наш архив, их качество сложнее поддается внешнему контролю, а значит, они в меньшей степени способствуют развитию ресурса. При необходимости дополнительных устных разъяснений мы можем переориентировать клиента на наших партнеров, в том числе он может записаться и посетить одну из вузовских юридических клиник.

Специалисты клиник оказывают помощь в составлении документов правового характера?

Прежде всего, обращу ваше внимание, что и Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и утвержденный Приказом Минобрнауки России Порядок создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи допускают для юридических клиник возможность оказания бесплатной юридической помощи в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.

Возможность такой помощи допускается, но не ставится в обязанность каждой юридической клинике. В случае обращения с подобным запросом консультанты клиники вправе принимать решение исходя из конкретной ситуации и сложности испрашиваемого документа.

На мой личный взгляд, подобная юридическая услуга, если она выходит за рамки обычной бытовой жалобы должна уже относиться к сфере профессиональной деятельности юриста, за которую он получает адекватную оплату, но и несет соответствующую, в том числе материальную, ответственность. В особенности это касается исков и жалоб, направляемых для рассмотрения в судебном порядке.

Прежде всего, сам факт бесплатной помощи в составлении иска формирует у гражданина самонадеянное отношение к самому процессу его рассмотрения: раз иск помог составить юрист, значит, самый сложный этап уже пройден и на этапе судебного разбирательства на услугах представителя можно и сэкономить. На этапе бесплатной консультации и сам клиент может неполно или неточно изложить суть дела, что приведет к составлению юридически верного, но в смысловой части некорректного документа. Неточно сформулированные исковые требования, при рассмотрении дела в суде, ещё можно уточнить, но, как правило, для этого представитель стороны должен иметь соответствующую юридическую подготовку.

Поэтому, как правило, в юридической практике, обязанность по составлению иска или жалобы, подлежащей рассмотрению в судебной инстанции происходит при непосредственном участии лица, представляющего интересы клиента в суде. Поручение этой задачи иному юристу может повлечь весьма непредсказуемые последствия.

Для вузовских юридических клиник решение этой задачи практически невозможно. В отличие от иных форматов организации оказания бесплатной юридической помощи, для них законом не предусмотрена возможность оказания услуг по представлению интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах.

Кто чаще всего обращается за помощью в клиники/консультации? Это школьники и студенты, их родители, пенсионеры?

Базовые опции социальной сети, в рамках которой действует наш ресурс, позволяет в реальном времени получать статистику обращений как за текущий день, так и за определенные периоды времени. На данный момент, почти половина среди наших подписчиков – это лица в возрасте от 23 до 30 лет (45%), ещё 27% - это представители более старшего трудового поколения, третьими по числу идут «студенты» - их около 17%, а вот «школьников» и «пенсионеров» сравнительно немного, не более 5%. Среди наших подписчиков больше, но не намного, женщин (54%). Как показывает статистика, наибольшее постоянное внимание к деятельности нашего ресурса проявляют пользователи в возрасте от 21 до 24 и от 30 до 35 лет.

Примечательно, что к российским правовым реалиям проявляют интерес не только граждане нашей страны. Среди наших подписчиков есть и жители Украины, Беларуси и даже дальнего зарубежья, прежде всего Германии и США.

Какова «проходимость» приемных юрклиник? Какова нагрузка на одного консультанта? (в день, неделю, месяц).

Виртуальный формат консультации позволяет оперативно перераспределять нагрузку в пиковые периоды. С одной стороны это позволяет придерживаться принципа «Ни одно размещенного вопроса без ответа», а с другой стороны – не перегружать консультантов из числа студентов.

Рейтинговый формат учета успеваемости, на который перешли многие российские вузы также позволяет студентам адекватно распределять свои силы в течение семестра и не требуют от вузов введения каких-либо нормативов в стиле «за месяц ответить не менее чем на 5 вопросов».

Среднюю нагрузку на активного студента-консультанта я могу оценить на уровне 2-3 вопросов в неделю. Если реально размещенных в конкретный период вопросов гораздо больше – к консалтингу присоединяются преподаватели и руководство консультации.

На ваш взгляд существующих в настоящее время юридических клиник достаточно для удовлетворения потребности населения в бесплатной юридической помощи или необходимо расширение их сети?

Потенциал уже созданных клиник, на мой взгляд, еще не исчерпан. Будущее скорее не за созданием новых, а за расширением взаимодействия между уже существующими ресурсами.

Формат межвузовского консалтингового центра, который, на сегодняшний день, реализуется в рамках нашего ресурса, позволяет не только обеспечить потребность населения в юридически корректных консультациях, но и наглядно показывает реальный уровень подготовки молодых специалистов различными вузами. Это дает возможность не только образовательным центрам «посоревноваться» между собой в оперативности и качестве размещаемых консультаций, но и заявить о себе молодым специалистам.

Необходима ли популяризация информации о существовании юридических клиник при вузах и юридических объединениях?

Да, безусловно. Причем не только среди «старшего» поколения. Мой опыт общения со студентами показывает, что устоявшееся в современном обществе представление об «информационной продвинутости» молодого поколения, подтверждается реальными фактами далеко не всегда.

Юридические клиники оказывают консультации только физлицам? Или за консультацией может обратиться юрлицо или ИП?

В действующем законодательстве перечислены категории граждан, право на бесплатную помощь которым гарантируется. Но, на мой взгляд, это не означает, что такая помощь не может быть оказана и иным, нуждающимся в ней лицам.

Как известно, «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Проводится ли в вашей юридической клинике какой-то мониторинг качества оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи?

Наши партнерские соглашения о взаимодействии с вузами предполагают не только доступ к нашему ресурсу студентам, но и назначение представителей от факультета и кафедр данного вуза, отслеживающих качество размещаемых ими ответов. Контроль осуществляется и на уровне администрации ресурса. При этом мы стремимся к тому, чтобы недостаточно корректный ответ был уточнен и дополнен, а не поспешно удален.

Являются ли бесплатные юрклиники конкурентами платным юридическим консультациям, фирмам, нотариусам, адвокатам?

В начале этого интервью я уже говорил о причинах появления института бесплатной юридической помощи. Это необходимое условие существования государства, достигшего определенного уровня правового развития. Юридические клиники настолько же конкуренты юридическим фирмам, насколько они и освобождают их от экономически неэффективных рутинных обращений. Если же студент своими консультациями способен «отобрать хлеб» у практикующего адвоката, то это уже адвокату пора задуматься о повышении своей квалификации в вузе, который обучает таких студентов.

Какая консультация дается сложнее для консультанта — онлайн или оффлайн?

Для молодого специалиста, как я уже говорил, наиболее сложны консультации в формате офисного приема населения. Но причины этих сложностей, в большей степени, находятся не в правовой, а в психологической и иных плоскостях.

Насколько эффективна для задающего вопросы оказание онлайн консультаций, а не при личном присутствии (оффлайн)?

На мой взгляд, это гораздо более эффективней. Если формат консультации предполагает устный ответ, то, выйдя из кабинета, клиент может забыть его часть или впоследствии, при пересказе его субъективно интерпретировать. Да и письменную консультацию, распечатанную на бумаге, достаточно легко потерять или забыть дома.

На какие темы юридическая клиника не будет (не имеет права по закону) давать консультации?

Конечно же, это, к примеру, не могут быть консультации по способам совершения противоправных действий.

Расскажите о себе. Где учились? Где преподаете? Почему решили заняться бесплатной юрпомощью? Насколько нам известно, вы пишите стихи. Публикуетесь?

В 2002 году я с отличием завершил обучение на юридическом факультете Всероссийской государственной налоговой академии. Наш курс был одним из первых выпусков данного вуза, администрация которого поставила весьма амбициозную, по тем временам, задачу: впервые в российской истории создать условия для целенаправленной комплексной подготовки всего спектра специалистов для работы в налоговой сфере. Прошло уже более 10 лет с момента выпуска и могу сказать, что на мой субъективный взгляд, с этой задачей они справились. Нареканий по поводу качества полученного образования у меня в моей профессиональной деятельности никогда не возникало. Получается, что достойная идея, если всерьез взяться за её реализацию вполне способна компенсировать отсутствие у вуза многовековой истории.

В настоящее время, помимо практического юридического консалтинга, я являюсь заместителем руководителя Российского юридического клуба, занимаюсь научной и преподавательской деятельностью, в том числе провожу авторские курсы, мастер-классы и тренинги повышения квалификации для сотрудников юридических служб нефтегазовой сферы и адвокатов.

Что касается бесплатного юридического консалтинга, то участие в подобных проектах, на мой взгляд, позволяет любому практикующему юристу четче и объективнее представлять те правовые проблемы, которые являются по-настоящему актуальными для современного общества. Сидя в самом роскошном офисе юридической фирмы и имея дело с уже сложившимся кругом постоянных клиентов такой информации не получишь, а, значит, велик шанс упустить тренд.

Что касается стихов, то это увлечение осталось со мной ещё со студенческих времен. К настоящему моменту изданы несколько моих сборников. Некоторые из моих произведений стали песнями группы «НДС-project», ну а самое новое из написанного можно почитать на странице www.stihi.ru/avtor/zrelov

Благодарю за проявленный интерес к нашим информационным ресурсам! До встречи в нашей юридической консультации https://vk.com/lawhelp2000

Александр Павлович, мы поздравляем «Юридическую консультацию on-line. Юристы России» с прошедшим юбилеем и благодарим Вас за интересное интервью.

 

Источник: Редакция сайта edu.garant.ru