11 сентября 2014

Зернов В.А.: "Роль негосударственного сектора образования не в том, чтобы торговать дипломами"

О тенденциях и перспективах развития негосударственных вузов в России портал edu.garant.ru поговорил с  ректором Российского нового университета, профессором, доктором технических наук, председателем Совета Ассоциации негосударственных вузов России, членом Аккредитационной коллегии Рособрнадзора - Владимиром Алексеевичем Зерновым.

Поддержка негосударственных вузов в России

В настоящее время перед нашей системой образования стоит та задача, которую мы 50 лет назад уже решили, а именно — вывели наши вузы в число самых конкурентоспособных в мире. Для того, чтобы отечественная система образования вновь стала конкурентоспособной, образование должно быть катализатором развития науки и инноваций в стране, как это и было ранее, при СССР. Выпускник советского вуза, получивший диплом в 50–70 годы XX века, был носителем самых передовых технологий не только в нашей стране, но и за ее пределами. Однако за последнее время мы явно стали отставать.

Одна из причин такого положения дел — Россия является единственной из развитых и развивающихся стран, в которой за последние десятилетия практически ничего не сделано для развития и поддержки негосударственного сектора высшего образования.

Зернов В.А.: "В настоящий момент необходимо создать условия для привлекательности вложения в развитие негосударственного сектора серьезных финансовых ресурсов".

Почти во всех постсоциалистических странах приняты и реализованы программы поддержки негосударственного сектора. В европейских странах поддержка развития негосударственного сектора идет по линии квотирования сектора (т. е. определенная часть ресурсов выделяется негосударственному сектору). В Польше в начале 90-х годов прошлого столетия на государственном уровне была принята программа поддержки негосударственного сектора с годовым бюджетом, составляющим 15-16% от всех расходов на поддержку высшего образования. Затем процессы поддержки негосударственного сектора были существенно усилены.

Единственная форма поддержки негосударственных вузов России — введение пресловутых контрольных цифр приема. Причем при их введении обещали давать частным вузам 7–8%, что хотя бы частично соответствовало количеству студентов, обучающихся в негосударственном секторе. Реальность такова, что негосударственный сектор получает лишь 1% КЦП. Появление в частных вузах бюджетных мест — свидетельство того, что государство признало целесообразность развития негосударственного сектора, но, к сожалению, не поддерживает негосударственные вузы в должной степени.

Мониторинг эффективности вузов Минобрнауки РФ и негосударственные вузы

Что касается мониторинга Минобрнауки, безусловно, это положительное явление в системе российского образования. Однако ряд критериев мониторинга, как отмечалось многими экспертами, не отвечают интересам развития системы образования, лоббируют интересы тех вузов, которые имеют мощную государственную поддержку и сильное бюджетное финансирование. Как пример, критерий эффективности научной деятельности вуза в мониторинге оценивается по количеству освоенных ресурсов. Во всем мире наука оценивается по полученным результатам, и неважно, сколько вуз потратил на научные открытия денег.

При проведении первого мониторинга в 2012 году многие негосударственные вузы добровольно приняли в нем участие. Результаты мониторинга государственных и негосударственных вузов примерно равны, что говорит о том, что в стране уже есть достаточно большое количество негосударственных вузов, которые обеспечивают качество образования, сопоставимое с качеством в государственных вузах. При этом объемы государственной поддержки сравнивать трудно, не говоря уже о том, что частные вузы уплачивают налоги с недвижимости и земли (государственным вузам эти налоги компенсируются, или они от налогов освобождаются).

В рабочих группах мониторингов очень часто можно было слышать вопрос: зачем нужен негосударственный вуз, если в данном регионе есть федеральный и государственный, которые готовят по тем же специальностям? Если идти по этому пути, то мы придем в никуда.

Поддержка только государственных вузов убивает конкурентную среду, а ее отсутствие сталкивает отечественное образование в колею автопрома (когда мы финансово поддерживаем отечественный автопром, но стараемся ездить на иномарках). По тому же пути может пойти и высшая школа.

РосНОУ - эффективный вуз

Что касается Российского нового университета, то РосНОУ признан эффективным вузом по итогам всех мониторингов Министерства образования и науки РФ, с 2012 неизменно включается в ежегодный список ста лучших вузов России рейтингового агентства «Эксперт РА», входит в число немногих негосударственных российских вузов, получающих госзаказ на подготовку специалистов (контрольные цифры приема).

Зернов В.А.: "Россия отличается практически от всех развитых стран мира тем, что в нашей системе образования вузы до сих подразделяются не по качеству предоставляемых услуг и не по конкурентоспособности, а по форме учредительства".

Кроме того Российский новый университет входит в сотню лучших российских вузов Webometrics Ranking of World Universities и в двадцатку лучших вузов России по индексу Хирша, включен в топ-200 Национального рейтинга университетов информационной группы «Интерфакс» (рейтинг вузов СНГ, Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии) и в число 153 ведущих вузов стран СНГ («Эксперт РА»).

РосНОУ открыт запросам мирового рынка образовательных услуг и стремится своевременно на них откликаться. Мы понимаем, что современный университет немыслим без интенсивного международного сотрудничества и интеграции в глобальное образовательное и научно-исследовательское пространство.

В Российском новом университете созданы все условия для интеллектуального роста и личностного развития. Наш вуз дает студентам возможность самореализации и практической деятельности, которая является одной из основных составляющих качественного высшего образования.

Ближайшие цели и задачи РосНОУ — повышать качество образования, бороться за сильных студентов путем предоставления наилучших возможностей для реализации их потенциала, войти в топовую часть одного из мировых рейтингов, развивать дальнейшую научно-инновационную деятельность и связи с ведущими вузами мира.

Результаты приемной кампании 2014 года

В этом году многие негосударственные вузы не смогли набрать студентов на дневную (очную) форму обучения, в РосНОУ набор этого года аналогичен прошлогоднему. На 1 курс принято чуть более 1000 студентов, из них более 700 — на очную форму. Наиболее востребованные специальности у нас — «Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Юриспруденция» и «Реклама и связи с общественностью».

Основные проблемы, которые, на мой взгляд, стоят перед нашей системой образования, — это крайне слабая конкурентная среда. Роль негосударственного сектора не в том, чтобы торговать дипломами, а в том, чтобы создать реальную конкурентную среду и показывать большую эффективность использования ресурсов, чем в государственном секторе.

Беседовала Анна Захарова
edu.garant.ru

Источник: Редакция сайта edu.garant.ru