Будущее за профессиональным судебным представительством!

Интервью с Евгением Юрьевичем Черепаниным, заведующим юридической клиникой Уральского филиала ФГБОУ ВО Российского государственного университета правосудия, сотрудником аппарата Челябинского регионального отделения Ассоциации юристов России.

 

Интервью подготовлено компанией «Гарант-Евразия» (г. Челябинск).

 

Черепанин Е.Ю.: Судебное представительство это деятельность по представлению интересов одним лицом в интересах другого лица в том или ином суде. Есть законное представительство, например, о родителях, опекунах, которых выступают в интересах детей и своих подопечных. А есть представительство на основе соглашения.

Черепанин Е.Ю.: Судебное представительство — это межотраслевой институт, как говорят ученые, и его нормы можно встретить в таких нормативных актах как: Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ.

Черепанин Е.Ю.: Судебное представительство бывает двух видов: профессиональное и непрофессиональное. Главное отличие – наличие или отсутствие специального образования. Например, в делах по экономическим спорам (в арбитражном процессе) представителем может быть только человек с высшим юридическим образованием или с ученой степени по юридической специальности. А по уголовным делам нужен еще и статус адвоката. А для того, чтобы его получить нужно сдать экзамен.

А по гражданским делам в первой инстанции представителем может быть любое лицо, достигшее совершеннолетия. Хотя сейчас, кстати, обсуждается вопрос о том, чтобы в гражданском процессе тоже выступали представители с образованием. На заседания по делам, которые рассматривают мировые судьи или районные суды, пленум Верховного суда РФ предлагает допускать в качестве представителей только адвокатов, лиц с высшим юридическим образованием либо ученой степенью.

Черепанин Е.Ю.: Если мы говорим о профессиональном представительстве, то нужно получить образование или статус адвоката для ведения уголовных дел. В судебном разбирательстве суд должен в этом удостовериться и запросить у представителя диплом о наличии юридического образовании. А для непрофессионального представительства достаточно паспорта и доверенности. А можно и без доверенности, по устному ходатайству.

Черепанин Е.Ю.: Любой дееспособный гражданин может быть представителем. Но если мы говорим о студентах юридической клиники, то, конечно, нашим студентам нельзя представлять интересы Доверителя в судах. Согласно п.4 ст.23 ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.

Студенты клиники могут присутствовать в судебном заседании как слушатели, могут подготовить необходимые документы и сформировать позицию по делу, но действовать от имени другого лица они не имеют права.

Я считаю, что для того, чтобы стать судебным представителем, юристу необходимо сдать специальный экзамен. Диплом о высшем юридическом образовании не всегда подтверждает необходимые знания юриста в сфере гражданского или арбитражного процесса. Может он конституционное или муниципальное право любил в ВУЗе, а занятия по процессуальным дисциплинам прогуливал.

Судебное представительство — это очень ответственная и значимая деятельность и не только с точки зрения защиты интересов Доверителя. Профессиональный представитель в какой-то степени будет способствовать правильному и своевременному разрешению спора.

Черепанин Е.Ю.: Первое дело у меня было связано с возмещением вреда, причинённого здоровью. Готовился долго, много читал судебной практики и литературы. Основная проблема у меня была с тем, какие доказательства необходимо представить в суд и как это сделать правильно. Например, надо же было не только вызвать свидетеля в суд, но и подготовиться к его допросу - написать список вопросов. А самое главное, чтобы все эти доказательства подтверждали то, что человек получил вред здоровью и моральные страдания именно в результате действий ответчика. Тогда же я столкнулся с проблемой определения размера компенсации морального вреда, я искренне не понимал, как можно оценить моральный вред из-за сломанной ноги в 50 000 рублей. Дело закончилось положительно, как для Доверителя, так и для меня. Я получил бесценный опыт в собирании и представлении доказательств.

Черепанин Е.Ю.: Требуется заключить договор, в котором необходимо конкретно сформулировать объем работы представителя и ее стоимость. Это важно не только с точки зрения защиты интересов доверителя, но и для взыскания судебных расходов.

Черепанин Е.Ю.: Для законного представительства достаточно документов, подтверждающих личность и статус. Полномочия адвоката на ведение дела в суде удостоверяются ордером. А в остальных иных случаях – доверенность. Если доверенность от гражданина, то ее нужно оформить у нотариуса, а если от организации, то она выдается за подписью ее руководителя. Но как я уже говорил полномочия представителя могут быть определены также в устном заявлении, занесенном в протокол судебного заседания, или письменном заявлении доверителя в суде.

Черепанин Е.Ю.: Адвокат - это тот же судебный представитель, только с особым статусом. Этот статус позволяет адвокатам выступать защитником по уголовным делам, с одной стороны, но и налагает на них дополнительные обязанности.

Черепанин Е.Ю.: Для частнопрактикующих юристов и судебных представителей без юридического образования закон каких-либо ограничений не содержит. У адвокатов, как судебных представителей и защитников, особый статус, который предполагает наличие определённых прав, обязанностей и ограничений. К примеру, статья 9 Кодекса профессиональной этики адвоката предусматривает, что адвокат не имеет права принимать поручения на оказание юридической помощи в количестве, заведомо большем, чем адвокат в состоянии выполнить. Кроме того, статья 11 Кодекса профессиональной этики адвоката адвокат не вправе быть советником, защитником или представителем нескольких сторон в одном деле, чьи интересы противоречат друг другу, а может лишь способствовать примирению сторон.

Черепанин Е.Ю.: Личное участие в деле гражданина, у которого есть представитель не обязательно. В то же самое время, личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя. Я, к примеру, предпочитаю участвовать в судебных заседаниях без своих доверителей.