3 августа 2012

Получаем образование по-новому

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект "Об образовании в Российской Федерации". Соответствующее распоряжение от 31 июля 2012 г. №1386-р, подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым, обнародовано на сайте правительства.

Согласно распоряжению представителями правительства при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания РФ назначены Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов и его заместитель – Наталья Третьяк.

Напомним, законопроект разработан с целью замены двух базовых законов в этой области – "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", которые были приняты в 1992 и 1996 году соответственно. Работа над проектом закона началась еще в 2009 году. На сегодняшний день существует уже третья версия документа. Большое количество предложений и поправок поступило в результате общественного обсуждения законопроекта, а также по результатам слушаний в Госдуме, Совете Федерации и Общественной палате РФ.

Законопроектом предлагается впервые на законодательном уровне закрепить особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке. Особое внимание уделяется условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных организациях (речь идет об инклюзивном и интегрированном образовании).

Важным новшеством является закрепление понятийного аппарата, устанавливающего наиболее значимые и часто употребляемые понятия и определения (образование, воспитание, образовательная программа, квалификация, образовательная деятельность и прочие).

Кроме того, уточняется система уровней образования в Российской Федерации, также корректируются названия отдельных уровней.

Дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами.

К высшему образованию в новом проекте отнесены не только бакалавриат, специалитет, магистратура, но и подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка. Вопросы, касающиеся докторантуры, предполагается регулировать Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".

Законопроектом также предполагается модернизировать систему профобразования. Этот уровень сейчас предлагается включить в среднее профобразование, которое будет реализовано в виде двух программ - подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Осуществлять профессиональное обучение предполагается не только в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве, в профессиональных образовательных организациях.

Негосударственным образовательным организациям гарантируется доступ к бюджетным средствам.

Кроме того, большое внимание законопроект уделяет социальной поддержке обучающихся. Предусмотрено, например, поэтапное повышение стипендий, которые должны устанавливаться исходя из размера МРОТ. Размер стипендии в вузе не может быть меньше половины МРОТ, а аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам гарантируется стипендия в размере МРОТ. Всем, кто получает среднее профессиональное образование, будет выплачиваться стипендия в размере трети МРОТ. Вырастет и социальная стипендия. Проект устанавливает ее минимум - не меньше полуторакратного размера обычной стипендии. 


Для справки: с последней версией законопроекта можно ознакомиться на сайте Минобрнаки РФ

Источник: ИА "ГАРАНТ"