Создание эффективной системы образования, общенациональной системы выявления, развития и поддержки молодых талантов - одна из основных забот государства. Об этом заявил заместитель Председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров на ставшей традиционной в верхней палате парламента встрече со школьниками – победителями международных и всероссийских предметных олимпиад.
Сенатор напомнил, что в нашей стране накоплен богатый опыт работы с одаренными детьми и молодежью. России принадлежит приоритет в создании специализированных учебно-научных центров (СУНЦ), образовательных учреждений (лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов) для высоко мотивированных, одаренных и талантливых детей. Выпускники этих учебных заведений пополняют интеллектуальную элиту государства.
По словам В.Штырова, в немалой степени такие успехи обеспечиваются созданием образовательной и жизненной среды, позволяющей одаренным детям активно развиваться. Именно поэтому, уверен законодатель, целесообразно сохранить видовое разнообразие образовательных учреждений.
Во время дискуссии, в которой также приняла участие и член Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике Людмила Бокова, обсуждались вопросы повышения качества отечественного образования. В частности, ребят волновал вопрос закрытия «слабых» вузов. В. Штыров выразил сожаление, что в России немало высших учебных заведений, которые ни по преподавательскому составу, ни по материально-техническому состоянию фактически не дотягивают до такого статуса. Сенатор считает необходимым принимать решение по учебным заведениям, дискредитирующим образовательную систему.
«Падение уровня отечественного образования произошло, в том числе, вследствие роста числа вузов, не обоснованного потребностью рынка. Если в советский период было порядка шестисот вузов, то сейчас действует более трех тысяч высших образовательных учреждений и их филиалов», - сказал он.
При этом, заметил В. Штыров, реально существует проблема дефицита кадров. В большинстве российских регионов промышленные предприятия испытывают острую потребность в образованных специалистах. Это связано, прежде всего, с тем, что молодежь стремится получить образование в крупных городах, столице, и значительная часть из них не планирует возвращение домой. Многие региональные предприятия, решают эту проблему с помощью целевого набора абитуриентов. Другой выход из ситуации - развитие образовательных кредитов. В этом случае предприятия оплачивают обучение отдельных студентов, которые после окончания вуза гарантированно станут их работниками.
Говоря о повышении качества отечественного образования, Л. Бокова, подчеркнула значение в этом процессе учителя. Сенатор считает, что для пробуждения заинтересованности школьников в профессиональных знаниях необходимо активнее привлекать в роли «тьюторов» талантливую молодежь. Это предложение нашло поддержку у участников встречи.