15 апреля 2013

Порядок экспертизы учебников изменят после широкого обсуждения

В связи с поступающими обращениями по вопросам проведения экспертизы учебников для общеобразовательных учреждений Министерство образования и науки Российской Федерации сообщает.

1. В общеобразовательных учреждениях в учебном процессе используются учебники и учебные пособия. Учебник – это учебное издание, содержащее систематическое изложение содержания школьного предмета. Учебное пособие – печатное учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник. Вопросы экспертизы учебников и учебных пособий регламентируются по-разному.

2. Действующая в настоящее время процедура экспертизы учебников была установлена в 2005 году. По решению президиума Совета при Президенте России по науке, технологиям и образованию экспертиза учебников проводится с участием авторитетных экспертных организаций – Российской академии наук (на предмет соответствия содержания учебника современным научным представлениям) и Российской академии образования (на предмет соответствия содержания учебника образовательному стандарту, возрастным и психологическим особенностям школьников).

3. Для проведения экспертизы учебника юридическое или физическое лицо, заинтересованное в проведении данной экспертизы, направляет в экспертные организации заявление и предоставляет оригинал-макет учебника. Результат экспертизы оформляется в виде экспертного заключения (положительного или отрицательного). Учебник, получивший отрицательное экспертное заключение, повторно на экспертизу в текущем году не принимается.

При наличии двух положительных заключений учебник автоматически включается в федеральный перечень учебников, на основании которого школы осуществляют закупки учебников.

4. Научный потенциал, авторитет государственных академий позволили обеспечить более высокое качество экспертизы и существенно снизили количество нареканий к учебникам со стороны учителей, школьников и родителей. В целом, ужесточение порядка формирования федеральных перечней учебников привело к повышению качества школьной литературы.

5. Вместе с тем, в связи с ростом количества учебников в перечне, развитием новых информационно-коммуникационных технологий и изменением законодательства в сфере образования, в настоящее время назрела необходимость совершенствования порядка экспертизы школьных учебников и учебных пособий.

В Министерстве формируется Рабочая группа по разработке нового порядка экспертизы учебников, а также порядка отбора организаций, издающих учебные пособия. В состав рабочей группы приглашены представители педагогического сообщества, представители книжных издательств, депутаты Государственной Думы, представители Российской академии наук и Российской академии образования.

6. Основными вопросами для обсуждения Рабочей группы станут совершенствование процедуры экспертизы учебников и учебных пособий, включение общественных объединений учителей-предметников в число экспертных организаций, создание электронных учебников, изменение сроков действия федерального перечня школьных учебников, введение механизма исключения учебников из перечня.

Деятельность Рабочей группы будет носить открытый характер. Проект нового порядка экспертизы будет опубликован на официальном сайте Министерства для широкого обсуждения с участием учителей, учащихся, родителей и всех желающих.

Источник: По материалам официального сервера Минобрнауки России